Первые испытания на площадке Кемеровского опытного ремонтно-механического завода прошел созданный в Томском политехническом университете геоход, не имеющей аналогов в мире. Искусственным препятствием для аппарата, который предназначен для быстрой прокладки тоннелей под землей, стал 10-метровый бетонный блок. Перед учеными стояла задача − проверить характеристики опытного образца и сделать необходимые доработки, чтобы в последующем создать коммерческий прототип.
Разработали установку специалисты Юргинского технологического института ТПУ и Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН. Изготовлен геоход на Кемеровском опытном ремонтно-механическом заводе. Интерес к разработке уже проявляют российские МЧС, Минобороны и «Метрострой».
Прототип геохода представляет собой цилиндрический корпус 3,2 метра в диаметре и 4,5 метра в длину. Главное его преимущество перед существующей сегодня техникой − в массе и габаритах. Например, проходческий щит аналогичных размеров весит порядка 50 тонн (а есть и больше — весом до 500 тонн). Вес геохода — всего около 20 тонн.
Существующая горная техника, отмечают ученые, работает как раз за счет собственного веса. Чем больше вес, тем большее напорное усилие можно передать на забой. Саму геосреду она не задействует. Геоход же не только движется в твердой среде, уточняет strf.ru, но и использует ее для создания тягового и напорного усилий.
«На внешнем контуре геохода есть специальные фрезы, внешние движители, а на хвостовой секции − крылья, как элемент противовращения. Всю силовую раскладку мы передаем на геосреду, на породу, и тогда, впервые в горном деле, мы решаем классическую проблему − снижение массо-габаритных характеристик», − поясняет Владимир Аксенов, профессор ТПУ, заведующий лабораторией подземной робототехники Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН.