В конце декабря 2013 года Республиканская научнотехническая библиотека организовала научное net-кафе для тех, кого интересует белорусская наука и ее знаменитые деятели. Традиционный проект библиотеки «Белорусские имена в мировой науке и технике» в этот раз был посвящен Семену Ариевичу Косбергу.
Семен Ариевич Косберг — легендарная личность и наш выдающийся земляк. Доктор технических наук, главный конструктор жидкостных ракетных двигателей, выводивших в космос пилотируемые космические корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции. Благодаря Семену Ариевичу состоялся полет Гагарина в космос, создан первый искусственный спутник Солнца, впервые достигнута поверхность Луны. С.А. Косберг является основателем Воронежского конструкторского бюро химавтоматики. За многочисленные заслуги ему было присвоено звание лауреата Ленинской премии и Героя Социалистического Труда. Кроме этого, Семен Косберг награжден орденом «Знак Почета», орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны 1-й степени.
Человек, чье имя навсегда вошло в историю мировой космонавтики, родился в городе Слуцке. Именно поэтому во время net-кафе был организован видеомост со Слуцкой центральной библиотекой, в котором приняли участие представители библиотеки, учащиеся гимназии и представители Слуцкого краеведческого музея.
Ученики гимназии № 1 города Слуцка подробно рассказали о том, кем был Семен Косберг и как добился успеха в области авиации. Примечательно то, что представители
26 января — День белорусской науки
Семен Косберг белорусский гений мировой космонавтики
гимназии учатся там же, где и их легендарный земляк. Ребята неоднократно отмечали, что сидят за партой, за которой, возможно, сидел и Семен
Благодаря ученикам гимназии и показу программы «Вести. Образование», посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Косберга, участники net-кафе узнали, что Семен Косберг был четвертым ребенком в семье. Его отец — знаменитый кузнец Случчины, именно от папы к Семену перешла любовь к технике и умение обращаться с металлом. Из-за своей любознательности и желания учиться Косберг окончил Слуцкое коммерческое училище, а также вечерние общеобразовательные курсы, где получил среднее образование.
В 1925-1926 годах проходил срочную службу в армии. После демобилизации работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в Ленинграде. В 1927-1929 годах учился в Ленинградском политехническом институте, а затем в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 году.
В 1931 году С.А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где ему была предложена должность инженера-конструктора. Однако, показав свой потенциал, Косберг не долго занимал этот пост, в скором времени он был назначен начальником научно-исследовательского отдела. Легендарный земляк на новой должности занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей вместо недостаточно эффективных карбюраторных систем впрыска.
С.А. Косберг в 1940 году назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе.
В 1941 году ОКБ завода № 33 при эвакуации было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых стало именоваться ОКБ-296. Главным конструктором был назначен Семен Ариевич Косберг.
С началом Великой Отечественной войны новые исследовательские и производственные мощности были созданы в Сибири. По окончании войны в 1946 году ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ-154. К этому времени на смену поршневым двигателям пришли реактивные.
В связи с тем, что в СССР бурными темпами начало развиваться ракетостроение, С.А. Косберг решил, что руководимому им ОКБ необходимо осваивать новую тематику. Поэтому усилиями коллектива были разработаны двигатели, работавшие на жидком кислороде и этиловом спирте, была использована камера сгорания, разработанная в ОКБ С.П. Королева и предоставленная в распоряжение ОКБ-154 как результат первых творческих контактов.
Дальнейшие разработки привели к тому, что впервые в схему жидкостных ракетных двигателей был включен газогенератор, работающий на основных компонентах топлива.
В августе 1957 года ОКБ было реорганизовано в самостоятельное уставное Государственное союзное опытноконструкторское бюро № 154. Его специалистам были поручены работы по созданию новых авиационных ЖРД.
Приобретенный опыт, уверенность в силах коллектива, творческая инициатива С.А. Косберга позволили ОКБ приступить к разработке жидкостных реактивных двигателей ракет класса «земля-воздух» для противовоздушной обороны страны.
10 февраля 1958 года произошла встреча С.А. Косберга с С.П. Королевым, положившая начало их сотрудничеству. Двухступенчатая ракета-носитель С.П. Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Однако дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости.
Именно третью ступень и создали под руководством Кос- берга. Она была разработана в 1958 году в рекордно короткое время — девять месяцев. 2 января 1959 года двигатель РД0105 в составе третьей ступени позволил автоматической межпланетной станции «Луна-1» впервые в мире достичь второй космической скорости. При этом сам двигатель стал первым в мире двигателем, который запускался в космическом пространстве. 4 января 1959 года станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5-6 тысяч км от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца.
14 сентября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-2», которая впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на нее вымпел с изображением Государственного герба СССР.
4 октября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3».
Использование третьей ступени позволяло увеличить массу космического корабля от 1400 до 4500 кг и достигнуть скорости, которая давала возможность полета на Луну и вокруг Луны, чтобы сфотографировать ее обратную сторону.
С бесспорно важным личным вкладом Семена Косберга 12 апреля 1961 года в космос был запущен первый человек — советский космонавт Юрий Гагарин. После легендарного «Поехали» Юрий Алексеевич Гагарин произнес великую и понятную только специалистам фразу: «Косберг сработал». Это означало, что отошла третья ступень ракетоносителя. Именно это достижение Косберга — разработка третей ступени двигателя — сделало нашего земляка одним из самых известных людей в области авиации.
За выдающиеся успехи в области авиации именем
С.А. Косберга назван кратер на обратной стороне Луны. Но не только название кратера не дает забыть о великом земляке. Проведенное net-кафе — это еще один шаг на встречу сохранению памяти у общественности о выдающемся человеке.
Татьяна ЦАНДЕР Фото из сети интернет