Ротенбург, а точнее Ротенбург-на-Таубере, — необыкновенно романтичный, красивый и уютный город на юге Германии, в Баварии, производящий на своих гостей неизгладимое впечатление. Это поистине уникальный город, почти полностью сохранивший свой средневековый облик. Создается впечатление, что здесь время остановило свой неумолимый ход. Глаза разбегаются, когда видишь прекрасную картину готических и ренессансных зданий и церковных куполов, дома зажиточных горожан и торговые лавки.
В город, в котором проживает всего около 12 тысяч жителей, ежегодно приезжают миллионы туристов.
История его начинается в 970 г. В этот год дворянин из Восточной Франконии по имени Рейнгер основывает в Детванге (теперь это один из районов города), церковный приход, а на горном выступе над рекой Таубер строит замки-крепости Комбург и Графенбург.
Стены крепости, положившей начало городу, были выложены из красного кирпича. Но поскольку красный кирпич – не такой уж редкий строительный материал в Германии, то для точности город стали называть «Ротенбург об дер Таубер», что дословно означает «красная крепость над рекой Таубер».
Много интересных музеев в городе. Однако в Ротенбурге находится музей не просто интересный, а поистине уникальный не только для Германии, но и для Европы!
По Бурггассе, что ведет от ворот Бургтор (Burggasse – «Крепостная улица» — самая старая и наиболее романтическая улица Ротенбурга), пройдем к Mittelalterliches Kriminalmuseum – Музею криминальной истории (его называют по-разному: Музей средневекового уголовного права, Музей средневекового правосудия). Он располагается в бывшем здании резиденции окружного предводителя Иоаннитского (Мальтийского) духовно-рыцарского ордена. Место это одновременно и жуткое, и немного странное, хотя исправно приносящее доход в городской бюджет. Дело в том, что своеобразная экспозиция музея, самого значительного правоведческого музея Германии, рассказывает о бытовавших в XII – XVIII веках «правовых отношениях в обществе», а точнее – о разнообразии средневековых истязаний и публичных наказаний. Вот уж воистину – немец из всего способен извлекать выгоду!
Богатая экспозиция музея, занимающая площадь около 2 000 кв. м и располагающаяся на четырех этажах, дает полный обзор системы правосудия, его процедур, законов и способов исполнения приговора, а также их трансформации в течение последних 1000 лет в немецкоязычной Европе.
Помимо документов, иллюстрирующих уголовное судопроизводство, публичные наказания позором, а также полицейское право, в музее выставлены орудия пыток, позорные столбы, позорные маски и различные виды колодок. Экспозицию дополняют книги, графические произведения, юридические документы (законы, правовые положения), карикатуры на юристов и судебные власти, а также юридические экслибрисы. В музее также представлены практики и традиции, перешедшие из юриспруденции в другие сферы жизни: школа и ее система наказаний, своды правил, предписывающих каждому сословию свою одежду, в т.ч. своды предписаний по свадебным нарядам, и многие другие аспекты жизни средневекового горожанина.
Кроме того, здесь, под мощными деревянными потолками или сводами подвальных помещений бывшего духовного учреждения, представлены медали и печати, свидетельства и грамоты, а также многое другое. Если от вида орудий пыток и казни посетитель может содрогнуться, то, созерцая и размышляя о позорных масках и колодах, он, скорее, улыбнется и постарается извлечь для себя из этих весьма жестких наказаний воспитательный эффект.
«Ужасы» начинаются прямо в музейном дворике. Здесь перед входом стоит клеть для опускания в воду пекарей, выпускавших хлеб с большим недовесом. Это суровое во всех отношениях приспособление невольно навело меня на целый ряд размышлений.
Для немца важно, чтобы любая мелочь в повседневной жизни была сделана как следует. В Германии не одобряют поверхностность в делах. Это подтверждается многими пословицами, например: Ordnung ist das halbe Leben – «Порядок – душа всякого дела».
И не здесь ли, в мрачном Средневековье, ковался характер аккуратного и основательного немца, который любит порядок во всем, четко и грамотно выполняет свой долг и честью отвечает за свою продукцию (в данном случае – за хлеб)?
Не здесь ли – в публичном позоре профессионала – было заложено то самое традиционное немецкое качество товаров – от пуговицы до самолетов?
Вот и подумаешь: не сделать ли и нам нечто подобное? Без садизма, конечно, а с использованием новейших антипиар-технологий? Чтобы производителю некачественной продукции было хотя бы стыдно!
А что касается хлебобулочных изделий, то они не переставали удивлять разнообразием видов, форм и вкусов: в Германии более 200 сортов хлеба! Некоторые образцы привезла в Беларусь в качестве сувениров, хотя это было и нелегко… слишком велик был соблазн.
И вообще, заметила, путешествуя по Германии: если что немцам и нравится, так это труд. Он – основа основ. Стремление к совершенству – главная отличительная черта немецкого характера. Поломка автомобиля или стиральной машины через полгода после их покупки воспринимается немцем не просто как неприятность, а как нарушение общественного договора.
Однако вернемся в музей.
Рядом со «средством» воспитания пекарей на вечной стоянке разместился «черный воронок» для перевозки преступников.
Самый страшный отдел музея расположен, как и положено, в полутемных каменных сводчатых подвалах и рассказывает о жестоких орудиях пыток и наказаниях. Для основательного изучения теории этого дела существовали даже специальные учебники по конструированию орудий пыток. Они демонстрируются вместе – учебное пособие и творение извращенно-садистских умов, такое, например, как кресло для пыток с шипами, которое использовалось во время допросов на процессах о колдовстве. Неудивительно, что после подобных «бесед» появлялись толстые тетради с протоколами допросов, которые выставлены здесь же.
Экспозиция верхних этажей музея лишена садистской кровожадности. Здесь посетителей знакомят со средневековыми «административными правонарушениями», за совершение которых налагались разного рода штрафные санкции.
Эти наказания не ставили целью причинение вреда жизни и здоровью, они (по средневековым меркам, конечно) являлись, скорее, атрибутами позора и мерами общественного порицания.
В музее представлена большая коллекция «шандмаске» (Schandmaske) – позорных масок «узкой специализации», как говаривал Аркадий Райкин. Они надевались на стоящих у позорного столба. Разные модели позорных масок, с одной стороны, подчеркивали отрицательные стороны поведения осужденного, с другой — вызывали насмешки и издевательства добропорядочного населения.
Маска в форме свиной головы указывала, вероятно, на «свинское» поведение приговоренного.
Маска в виде петушиной головы надевалась за вызывающие манеры и щегольство.
Представлены и другие всевозможные позорные приспособления, которые должны были носить правонарушители, дабы «общественность» знала, кто есть кто.
Например, «пьяная бочка», в которую замуровывали трактирных завсегдатаев. На запойного пьянчужку надевали большую пустую бочку, из которой торчали лишь голова и ноги.
А для плохого музыканта была предназначена маска с железной флейтой: металлическое кольцо надевалось на шею, пальцы вставлялись в зажимы. Выглядело это так, будто стоящий у позорного столба музыкант играет на флейте.
Здесь же можно увидеть и деревянный блок – «хольцблок» (Holzblock), который использовался как груз: подвешивался на цепи на шею стоящему у позорного столба и усугублял моральные муки физическими.
Немецкая практичность поражает: всему-то они находят применение! Не дают пропасть добру! Иногда эта практичность шокирует.
После поражения Османской империи под Веной в 1683 году из многочисленных пушечных ядер, которыми турки обстреливали город, были изготовлены так называемые «турецкие головы» – «тюркенкопф» (Tьrkenkopf) – груз на шею для провинившихся. Им приходилось носить их в руках иногда довольно длительное время, что вызывало особенно злые насмешки окружающих.
Цепь в виде огромных игральных костей вешалась на шею стоящему у позорного столба шулеру, мошеннику. В Ротенбурге играющий на деньги мог проиграть только те средства, что имел при себе. В самом крайнем случае — одежду с себя, но никак не играть в долг. По закону все долговые карточные обязательства не имели юридической силы.
Стоит заметить, что и в настоящее время в Германии по закону (§ 762 Bьrgerlich. Gesetzbuch) долги, возникшие при игре на деньги или в лотерею, не подлежат обжалованию в судебном порядке. Не случайно их неофициально называют «долгами чести».
Все эти приспособления для наказания, конечно, очень неудобные и позорные, но все-таки не смертельные.
«Женский» раздел музея представлен во всем многообразии отрицательных черт характера некоторых дам.
В музее представлены «мирные» предметы, такие как, например, обязательные головные уборы замужних женщин, женщин в трауре и т.п.
Кстати, к понятию «на страже», только не морального облика, а качества готовой продукции… В музее представлен такой предмет наказания за брак в изготовлении средневековых изделий pret-a-porter, как деревянный воротник «хальскраген» (Halskragen). Эту шейную колодку должна была носить одна швея в 1692 году за нарушение предписаний в пошиве одежды для горожан. Обыватели тех времен были разделены на сословия, в городах существовало от 3 до 7 сословий. Вся жизнь, привычки и стиль поведения были строго регламентированы, в том числе и манера одеваться. В Ротенбурге дамы, одетые более роскошно, чем полагалось их кругу, могли быть раздеты прямо на улице. Таким образом, даже портные несли наказание за пошив одежды, не соответствующей социальному статусу клиента.
Кроме всего этого, выставлены и все те же позорные маски: с длинным языком – для болтливых женщин и болтливых мужчин, с большими ушами — для сплетников.
Для сварливых женщин были «рекомендованы» двойная колода или деревянные «воротники».
В музее имеется также и небольшая коллекция «поясов целомудрия».
Есть и современные средства наказания для туристов — специальные колодки для фотографирования с шутливыми надписями: «За нарушение правил дорожного движения», «За загрязнение окружающей среды».
Отметим также, что экспозиция, хоть и мрачноватая, сделана по новейшим музейным технологиям и привлекает внимание туристов, которые ходят здесь толпами, принося доход городской казне. Таким образом, немцы подтвердили свой статус грамотных профессионалов и в музейном деле тоже.
Однако, выбравшись из мрачных, страшных подвалов на свет божий, все-таки вздыхаешь с облегчением.
Германия сегодня — страна красивая и сильная. Своим процветанием она прежде всего обязана своему народу — трудолюбивому, преданному, простому, честному. Народу, в котором, несмотря на многообразие, чувствуется национальное единство. Может быть, не зря классик немецкой литературы Томас Манн мечтал о том счастливом времени, когда все «народы… обменяются своими самыми драгоценными качествами: прекрасный англичанин, утонченный француз, человечный русский и знающий немец».
Татьяна ЛЫЧАГИНА