Древние рукописи и наскальные надписи гласят, что первые сведения о таможенных обрядностях относятся к началу III тысячелетия до н. э. и зародились в древнем Египте.
На Руси «мыт» или «мыто» упоминается в 905 году в договоре киевского князя Олега с Византией.
Появление первой древнебелорусской таможни относится лишь к концу IX в., т.е. к началу зарождения экономически активных городов. Тогда и начался сбор дани с торговых людей. Мыто стало платой за покровительство, оказываемое купцам со стороны властей. Тогда же стали появляться и мытницы для сбора мыта в казну местного князя.
Мытники считались уважаемыми людьми. Голос мытника при свидетельстве в суде равнялся голосам двух свободных мужей.
Таможенник нач. XIX
Что везли и вывозили через белорусские земли? К примеру, через Полоцк вывозили воск, пушнину, хмель, овчины. Ввозили шелк и дорогие ткани, предметы украшений, светильники; из Скандинавии везли мечи, пряжки-фибулы (застежки), топоры и другие изделия из бронзы, серебра, железа, стали; с берегов Балтики — янтарь; из Германии — вина, сукно, имбирь, миндаль, соль. Кстати, благодаря торговым пошлинам к концу XI века Полоцк стал крупнейшим торговым центром и очень богатым городом.
Мытницы обычно ставились в крупных селениях, проехать мимо которых купеческим караванам из 10—40 возов было невозможно. Мытников можно было встретить у волоков, крупных мостов, гатей, на перекрестках крупных дорог, пристанях. В городах и селах местом сбора мыта были базарная или церковная площади.
К XIII веку торговля на Беларуси стала вестись от имени Великого княжества Литовского. Теперь усилия мытников были направлены на пополнение единой великокняжеской казны.
Во второй половине 1530-х и до конца 1540-х гг. главной управляющей мыт ВКЛ стала жена короля и великого князя Сигизмунда I Старого Бона Сфорца — первая женщина-руководитель в истории белорусской таможни. В итоге доходность мытных камор увеличилась в три раза.
В октябре 1795 года в результате третьего передела Речи Посполитой вся территория Беларуси вошла в состав Российской империи, где была своя оригинальная таможенная система. Однако еще в 1773 году по указу Екатерины II на присоединенных белорусских землях были созданы Крейцбургская, Друйская, Бельская, Бешенковичская, Динабургская, Толочинская и другие таможни и заставы.
Контрабандисты к делу нелегального ввоза товара подходили творчески, поражая таможенников своей фантазией и изворотливостью. Например, спирт переносили в воловьих пузырях, вложенных в кувшины с молоком, и в выдолбленных бревнах. Прятали товар в высверленных дышлах экипажей, в хвостах и гривах лошадей, в хлебных караваях, в выдолбленных тыквах, в ошейниках специально обученных собак. Местами сокрытия с середины XIX века стали тендеры паровозов, двойная обивка салонов пассажирских вагонов. Был случай, когда контрабандистом была дрессированная лошадь. Навьюченная нелегальным товаром, она отправлялась через границу к своему хозяину. При встрече с охраной лошадь разворачивалась и уходила обратно за границу.
Хитростей было великое множество, но каждый раскрытый таможенниками способ сокрытия товара обогащал их опыт. У таможенной стражи были специальные обновляемые списки контрабандистов, велась агентурная работа.
После Октябрьской революции 1917 года таможенная служба продолжала свою работу в связи с указаниями теперь уже советской власти — 29 мая 1918 г. вышел декрет Совета народных комиссаров «О таможенных сборах и учреждениях», ставший точкой отсчета деятельности советской таможенной службы.
Через новые таможенные посты проходил обмен военнопленными и шли нескончаемые потоки беженцев. Ситуация с ними была особенно трудна — им разрешалось перевозить только личные вещи, из багажа изымались серебряные деньги свыше одного рубля, драгоценные камни и металлы, продовольственный запас свыше 16 кг на человека.
В этот период таможенники работали в условиях дезорганизации и правовой анархии. Так, на станции Орша местное руководство открыто препятствовало таможенному контролю, враждебна была и местная коррумпированная пограничная охрана. За денежную взятку красноармеец-пограничник передавал свой пост переодетому солдатом контрабандисту, который пропускал нелегальные товары.
Переход к НЭПу, установление новых торгово-экономических связей заставило руководство Советской России по-новому взглянуть на место и роль таможни.
Через таможню перемещались не только тонны грузов, но и сотни тысяч людей, в том числе знаменитейшие. Встреча с такими VIP-пассажирами — своеобразный подарок судьбы за тяжелый и опасный труд.
В частности, через знаменитую Негореловскую таможню, которая считалась западными воротами СССР и была нанесена на все карты мира, проезжали М. Горький, Я. Купала, Т. Гартный, А. Александрович, В. Маяковский (исследователи творчества поэта считают, что знаменитое стихотворение «Стих о советском паспорте» написан под впечатлением от встречи с польским таможенником на станции Столбцы. Маяковский тогда ехал в экспрессе Маньчжурия — Столбцы в одном купе со шведом и британцем). Анри Барбюс, Стефан Цвейг, Юлиус Фучик, Я. Колас, А. Толстой, А. Фадеев, Б. Брехт, Р. Роллан, В. Чкалов, О. Шмитд, Д. Голсуорси, Г. Уэллс, Э. Ласкер, А. Куприн, П. Робсон тоже проезжали здесь.
Годы после окончания советско-польской войны (1921—конец 1920-х гг.) можно назвать периодом разгула контрабандизма. Промышленный и продовольственный дефицит, психологическое неприятие новых государственных границ, разорвавших Беларусь пополам, превративших родственников, друзей, деловых партнеров в «иностранцев», да и просто жажда наживы — все это вовлекало массу людей в этот опасный, противозаконный, но очень прибыльный промысел. К примеру, кремень для зажигалок за границей стоил 10 руб., а в Минске его можно было продать за 50, 1 кг сахарина — соответственно 8 руб. и 60, пара дамских чулок — 1 и 5 руб. и т.д. Контрабанда золота, бриллиантов, антиквариата, кокаина приносила отчаянным и дерзким контрабандистам огромные состояния.
Контрабандисты были вооружены и без боя не сдавались. Для борьбы с незаконным ввозом товара при таможнях начали формироваться специальные летучие отряды по борьбе с контрабандой.
Кстати, о жизни белорусско-польского пограничья того времени написан роман «Любовник Большой Медведицы». Автор — С. Пясецкий, известный польский писатель, уроженец г. Ляховичи.
Контрабандой занималось большинство жителей приграничья. К 1921 г. на западной границе контрабанда приняла угрожающие размеры и составляла 50 % всей контрабанды в Советской России.
Послевоенное восстановление экономики СССР совпало с началом роста политической напряженности с капиталистическими странами. В 1946 г. принимаются жесткие меры по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров, ввозимых частным порядком: сплошная проверка ручной клади и пассажиров, пересекающих рубеж (принцип сплошного досмотра был отменен только в середине 50-х гг.).
В первые послевоенные годы (как, впрочем, и всегда) важнейшей задачей советских таможенников оставалась борьба с попытками незаконного провоза товара.
Номенклатура задержанной в эти годы контрабанды выглядела так: шелк, табак, спички, питьевая сода, черный перец, краски для тканей, кремень для зажигалок, швейные иглы, драгоценности, валюта, валютные ценности, золото, серебро.
Особенно тяжело было бороться с нарушителями из числа высокопоставленных военных чинов, вывозящих на правах победителей трофейное имущество. Стремление к наживе было сильнее грозных приказов и наказаний. Поэтому по липовым документам из Германии везли машинами, вагонами, составами лично для себя различные товары – от мыла до автомобилей.
В 1960—1970-е гг. большое беспокойство доставляла контрабанда золота. Каждый год белорусские таможенники «добывали» килограммы этого металла.
27 апреля 1990 года приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР создается Белорусское управление государственного таможенного контроля СССР, орган государственного управления таможенным делом БССР.
С 1990-х гг. началась утечка из страны ценного сырья. Около 60 % дел, переданных в следственные органы, касалось попыток вывоза сырьевых товаров. И в это время белорусские таможенники задержали 57 тысяч тонн черных металлов.
На усиление таможенного контроля контрабандисты ответили новыми ухищрениями. Под видом отходов вывозились нефть и другие стратегические материалы, которые новоиспеченные «бизнесмены» на западном рынке продавали по бросовым ценам, нарушая стабильность рынка, сложившуюся систему торговых взаимоотношений.
Активизировалась и ввозная контрабанда. Некоторые дипломаты, используя таможенные льготы, ввозили в страну целые партии дефицитных товаров. Опасность была в том, что контрабандисты, используя полученную выручку, скупали и переправляли за границу уникальные антикварные и музыкальные коллекции, иконы, картины и др.
Номенклатура современной контрабанды и способы укрытия ее от таможенных служб чрезвычайно разнообразны!
Ежегодно задерживаются десятки предметов, представляющих историческую и культурную ценность. Малая часть результатов работы таможенников представлена в Музее спасенных ценностей (г. Брест), в музее Белорусского Полесья (г. Пинск), в Гродненском государственном историко-археологическом музее, в Гомельском областном краеведческом музее, в Полоцком музее белорусского книгопечатания, Белорусском государственном музее театральной и музыкальной культуры. Это прежде всего антиквариат (иконы, фарфор, хрусталь, золотые и серебряные изделия, часы, старинные русские медали и ордена, раритетные книги, коллекции редчайших марок, картины, геральдические знаки, огнестрельное и холодное оружие, воинское снаряжение, золотые и серебряные монеты, мебель, музыкальные инструменты).
Примеров пресечения вывоза за границу уникальных предметов старины масса!
Вот только некоторые из них…
В 2002 г. на Мозырской таможне пресечен вывоз скрипки Амати 1721 г.
В 2002 г. на таможне «Варшавский мост» под обшивкой потолка спального отсека автобуса было обнаружено 19 икон конца XVIII — нач. XIX вв. на сумму 1 млрд. рублей, принадлежащих гражданину России.
Кроме спасенных древних икон, церковной утвари, предметов старины и антиквариата в активе белорусских таможенников — задержание крупных партий наркотических веществ (амфетамин, героин).
Марихуану, к примеру, находили просто в топливном баке автомобиля в пластиковых бутылках; кокаин, гашиш, метадон, экстази — в автомобильном холодильнике рейсового автобуса; маковую соломку горе-контрабандисты прятали просто в плацкартном вагоне, в хозяйственных сумках, в наволочках подушек, в межпотолочном пространстве вагона, в технических полостях автомобилей.
Этиловый спирт провозят чаще всего под видом растворителя или перевозят в багажниках машин, в тайниках между днищем и полом машины.
Пушнину (шкурки песца) как-то пытались провезти под видом стекловаты.
Лом цветных металлов и нержавеющую сталь – под видом акрилового волокна (а среди лома в одной из машин находилось 40 кг металлических монет чеканки СССР — это пример работы Могилевской таможни).
Парфюмерно-косметическая продукция была запрятана в технических отсеках самолета.
Табак иногда вообще не прячут, однако есть примеры и остроумного провоза — например, в пустотелом пространстве перевозимых лесоматериалов.
Золото, драгоценные и полудрагоценные камни прячут в ручной клади. В 2001 г. на таможне «Минск-2» была пресечена попытка вывоза из республики в Бельгию бериллов весом 2 395,64 карата. Оценочная стоимость — 2 683 932 доллара США.
Фальшивые денежные знаки, валюта — в специально изготовленных поясах.
Пытались провезти даже бивень мамонта (8 крупных фрагментов), но задержали на пункте таможенного досмотра «Новая Гута».
Кроме того, в активе таможенников — задержанные партии радиоэлектронной аппаратуры, бритвенных принадлежностей, алкоголя, эксклюзивной одежды и галантереи, компьютерной и бытовой техники, кофе, бензина различных марок, сахара-сырца, оружия и взрывчатых веществ, мобильных телефонов и многого другого!
Словом, таможня была, есть и будет отражением нашей истории и жизни.
Татьяна ЛЫЧАГИНА