Детская ложь трактуется родителями по-разному. На этот счет у психологов есть свое мнение: искать нужно первопричину. Фантазии и ложь – стороны одной медали. Что заставляет ребенка искажать реальность?
Фантазии очень сложно бывает отделять от лжи. И если в первом случае мы имеем дело со свободным полетом воображения, то во втором уже наблюдаются серьезные проблемы развития личности. До 7 лет малыш порой сам не разграничивает те события, которые происходят в его воображении, и те, что действительно имели место.
По мнению психологов, психология ребенка, не достигшего 7 лет, едва может справится с клеймом вроде «вруна и обманщика». В таком нежном возрасте малышу бывает еще сложно разграничить события, происходящие в действительности, от полностью принадлежащих миру его воображения. У некоторых детей вообще преобладает стремление разрешать реальные проблемы фантастическими способами. При этом речь не развита столь хорошо, чтобы с точностью передать то, что хочется донести до окружающих. Поэтому наказывать за ложь дошкольников нужно только в крайних случаях, гораздо эффективнее попытаться направить воображение в нужное русло.
Малыш, живя своей нормальной, отличающейся от нашей, жизнью, способен быть мечтательным и не всегда логичным с точки зрения взрослых, тем не менее, это еще не повод клеить на него ярлык «обманщика». По мере взросления ребенка, границы между фантазиями и реальностью, возможным и невероятным для него становятся все более очевидными. При нормальном развитии эти миры – реальный и фантазийный – обретают четкие границы и не пересекаются. Так зарождается творческая мысль.
Причинами, по которым ребенок продолжает искажать действительность в возрасте после 7 лет, могут быть как родительский пример, так и глубокие внутренние переживания, с которыми ему трудно справляться без помощи специалиста. В первом случае все предельно ясно: родители часто говорят ребенку неправду, потому что им так легче и потому, что отсутствует некое уважение к нему, как к личности. Ведь далеко не каждый взрослый видит в малыше равноправную личность! Неумение взрослых признавать свои ошибки «копируется» ребенком в качестве приемлемой манеры поведения. Во втором варианте это могут быть:
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, не достаточно прочесть даже несколько книг по детской психологии, ведь каждый человек уникален, следовательно, происходящие с ним события тоже нуждаются в индивидуальной оценке и, если это необходимо, вмешательстве специалиста.