В Сиэтле начинает работу тоннелепроходческий комплекс Bertha − самый крупный в мире. За 14 месяцев машина должна будет пробурить тоннель протяженностью 2,7 км, предназначенный на замену виадуку SR 99, поврежденному во время землетрясения 2001 года. По нему проходит около 110 000 автомобилей в сутки. Несмотря на то, что после землетрясения виадук был восстановлен, существуют опасения насчет его надежности в случае новых сейсмических толчков. После рассмотрения множества вариантов его замены было решено прорыть двухуровневый тоннель, через который можно будет пустить весь транспортный поток, сейчас следующий по мосту.
Тоннель будет пролегать на глубине 61 метра, под путаницей труб и проводов – коммуникаций 160 зданий, расположенных выше. Для его прокладки в Японии и был спроектирован и изготовлен уникальный тоннелепроходческий комплекс. Машина получила имя Берта (Bertha) в честь первой женщины-мэра Сиэтла – Берты Найт Ландес.
Размеры Берты впечатляют: диаметр 6350-тонного комплекса 17,5 метров, а длина – 99,3 м. Вращающаяся часть машины – ротор – оснащена 260 резцами различного назначения: одни из них разрушают относительно мягкие грунты, другие – крупные валуны, третьи выбирают разрыхленный грунт и направляют его в камеру грунтопригруза. Из этой камеры материал удаляется с помощью шнекового конвейера, а затем попадает на ленточный транспортер. Комплекс мощностью 25 000 л.с. продвигается на 10 метров в день, одновременно с земляными работами размещая на стенках тоннеля бетонные блоки обкладки толщиной 0,6 м каждый. Каждое кольцо обкладки состоит из 10 блоков и весит 163 000 кг.
Хотя комплекс в значительной мере автоматизирован, пишет Popmech.ru в информации, подготовленной по материалам Gizmag, для его обслуживания все еще требуется 25 человек. Оператор следит за работой всех систем Берты с помощью датчиков и видеокамер. Внутри машины есть комнаты для отдыха персонала и кухня.
По завершении работ машина будет разобрана на части, которые будут вновь проданы Hitachi, поскольку Берта слишком дорога, чтобы просто ржаветь на свалке.