Феномен удивительно хорошей обтекаемости акульей кожи, которая покрыта множеством крохотных закрученных «рёбер», известен более тридцати лет. Но лишь недавно была предпринята попытка использовать аналогичные искусственные материалы, уменьшающие вихри, возникающие при росте скорости, в спортивном плавании.
Теперь эта тема увлекла и гражданское самолётостроение: два Airbus A340-300 немецкой компании Lufthansa летают с восемью участками модифицированной поверхности 10×10 см, расположенными на фюзеляже и кромках крыльев. Их разработал Институт производственной технологии и сложных материалов Общества Фраунгофера (Германия) под общим руководством Фолькмара Штенцеля (Volkmar Stenzel).
Ранее использовавшееся пластиковое покрытие с «акульей поверхностью» крепилось к самолёту стандартным приклеиванием, но технология не оправдала себя. Оказалось, что масса покрытия, во-первых, снижает топливную экономичность самолёта, и лишь уменьшение сопротивления в таких условиях восстанавливает статус-кво, но и только. Во-вторых, краска снимается с самолётов и наносится заново каждые пять лет, а в местах установки «акульего» пластика сделать это невозможно без его замены.
Поэтому теперь немецкие специалисты научились так модифицировать микронеровности на поверхности краски, наносимой на кромку крыла и фюзеляж, что она приобретает те же «акульи» качества. Поскольку краска авиалайнеру всё равно нужна, это решает проблему лишнего веса и систематической покраски.
По предварительным испытательным данным, расход топлива самолёта с тестовыми покрытиями действительно снизился, сообщает Compulenta.ru со ссылкой на Франс Пресс. При нанесении «акульей кожи» на 40-70% обшивки, полагают разработчики, общий расход топлива уменьшится на 1%. Какой бы малой ни казалась вам эта цифра, с учётом огромного масштаба мировых авиаперевозок она означает колоссальный экономический эффект.
Если опыты будут расценены как удачные, покрытие такого рода можно будет без особых проблем и затрат нанести на уже действующие дозвуковые самолёты.