Авторы изобретения М.Насковец, П.Лыщик, С.Севрук и А.Гармаза решили задачу повышения несущей способности грунтового основания дороги за счет обеспечения равномерной передачи нагрузки по поверхности контакта «дорожной одежды» с грунтовым основанием в местах прохождения колес транспорта (патент Республики Беларусь №11893, МПК: E01C3/00; заявитель и патентообладатель: Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»).
Известно, что укладка нетканых синтетических материалов (как прослойки) на грунтовое основание, характеризующееся низкой несущей способностью и неравномерностью уплотнения по ширине, приводит к неравномерности передачи колесной нагрузки по глубине, что снижает работоспособность «дорожных одежд» в местах приложения этой нагрузки.
Предлагаемый способ строительства «дорожной одежды» осуществляется следующим образом. Часть грунта из межколейного пространства перемещают в колеи и производят его уплотнение до придания каждой колее очертания в виде изобары. После этого по контуру поперечного сечения грунтового основания раскладывают одну или две перекрывающие друг друга и соединенные между собой полосы нетканого синтетического материала. Затем поверх них отсыпают слой покрытия и производят его уплотнение с приданием последнему серповидного поперечного профиля. Если грунт основания характеризуется плотностью, близкой к максимальной, использование нетканого синтетического материла не предусматривается. В этом случае, после перемещения части грунта из межколейного пространства в колеи и его уплотнения (до придания каждой колее очертания в виде изобары) сразу приступают к отсыпке и уплотнению слоя покрытия.
Устройство предлагаемой дорожной одежды эффективно на грунтовых основаниях, характеризующихся низкой несущей способностью.
Обозревал белорусские патенты Анатолий ПРИЩЕПОВ,
физик, изобретатель, патентовед
(тел. в Беларуси 8 025 683 76 71)