НА ПАРКЕТНИКЕ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ
Как всякому заядлому автомобилисту, Чурилину не раз приходилось вызволять свое транспортное средство из глубокой колеи, лесных коварных луж, ледяных накатов и прочих капканов бездорожья. Где подручными средствами, где собственной смекалкой, а нередко и с посторонней помощью. Что ж, дело житейское.
Однако последний случай, когда машина «зависла» рядом с собственной парковкой, стал решающим. Ее развернуло на сыром грунте поперек узкого проезда между двумя рядами гаражей, да еще и на склоне. И тут не помогли ни обилие вспомогательных средств, ни квалифицированная помощь «всей королевской рати» коллег-соседей. Пришлось вызывать могучую технику.
Зато мысль после этого завертелась, как электрический счетчик под хорошей нагрузкой.
Что мы имеем при экстремальной дорожной ситуации? Шипованная резина — замечательное изобретение, но рассчитанное на умеренное городское бездорожье, к тому же сезонное. Добрые старые цепи (что-то давненько их не видно) очень неудобны в эксплуатации. Если уж застрял, то их не наденешь, а облачаться заранее, на всякий случай, и греметь, как каторжанин, теряя и скорость, и престиж, не всякому по душе.
Изобретение Чурилина (пат. 2317211) названо просто: «устройство для повышения проходимости автомобиля». Состоит из трех частей. Съемный грунтозацеп в виде Г-образно согнутой пластины шарнирно соединен со средней частью из двух серег, свободные концы которых также шарнирно соединены с платформой. Это пластина с двумя отверстиями для крепления на штатных болтах колеса. Причем положение опорного болта можно варьировать эксцентриком. Такая свободная, шарнирно-эксцентричная конструкция делает устройство универсальным, пригодным для использования на колесах разных типоразмеров — от R13 до R15.
Предварительно собранное и подогнанное, в зависимости от используемых шин и колесных дисков, устройство устанавливают на ведущие колеса. Дальновидные и осторожные — заранее, в предчувствии беды, остальные — по факту, увязнув по ступицу. Помогает в обоих случаях. устройство Чурилина позволяет его установку даже без поддомкрачивания. Лишь бы был доступ к верхним болтам крепления колеса.
Монтаж устройства занимает не больше 10 мин, включая цокание языком по поводу случившегося и поиск инструмента. Для этого сначала откручиваем штатные колесные болты (по одному на каждом из ведущих колес), а затем в эти посадочные места устанавливаем опорные болты устройства. При закручивании опорного болта грунтозацеп оптимально фиксируется над протектором шины.
Теперь грунтозацепы эффективно подрывают грунт, обеспечивая надежное сцепление с любым участком дороги, и вытаскивают автомобиль. В особо сложных случаях можно поставить по два устройства на каждое колесо.
Устройство некритично к точности исполнения, но требовательно к материалам: только качественная сталь справляется с экстремальными нагрузками и служит долго. Чтобы не повредить резиновую поверхность шины, на стальной рычаг грунтозацепа надевается защитный кожух. Для этого подходит, например, кусок пожарного шланга.
С таким нехитрым устройством обычный городской паркетник превращается во вполне приличный внедорожник — хоть на дачу, хоть на рыбалку. Изобретатель разработал версию своего устройства для более мощных автомобилей типа «газель». Получилось также очень компактное, удобное в монтаже и эффективное устройство с более высокими прочностными характеристиками, учитывая иной класс автомобилей.
Сергею удалось изготовить небольшую партию устройств, используя свой профессиональный опыт и помощь друзей. Даже в таком не самом оптимальном варианте производства стоимость их оказалась вполне доступной. И теперь, по словам одного из пользователей: «По лесной дороге еду, как на танке».
УПРУГОЕ КОЛЕСО
Другая разработка Чурилина модернизирует одно из древнейших изобретений человечества — колесо. Новая версия (пат. 2359840) содержит диск, закрепленный на ступице, протектор и упругие элементы, равномерно размещенные между диском и протектором. упругие элементы имеют форму пустотелых трубчатых отрезков овального поперечного сечения и выполнены из эластичного материала. Протектор разъемно соединен с упругими элементами, установленными в цилиндрическом углублении на его внутренней стороне. Для этого служат болты, за-вулканизированные в протектор.
Колесо Чурилина предназначено для тихоходных транспортных средств и может быть использовано в сельскохозяйственной и коммунальной технике на прицепах, устройствах и механизмах на колесном ходу, на гужевом транспорте. В своей нише такие колеса надежнее, дешевле и более долговечны. Разработан вариант конструкции, где можно заменять лишь отдельные — изношенные — фрагменты протектора.
Настоящий, для воды не остался без внимания изобретателя и водный транспорт. Предложенный им турбовинтовой движитель (п. м. 82187) существенно отличается от традиционного «воздушного вентилятора», помещенного в воду, оригинальной геометрией Г-образных в сечении лопастей, лучше захватывающих воду. Кроме того, благодаря использованию направляющего прилива на корпусе плавучего транспортного средства турбулентный поток воды, омывающий винт, превращается в ламинарный. Отработанная вода направляется в вырезы, выполненные в лопастях. Все это уменьшает потери на преодоление сопротивления воды, что повышает КПД движителя и улучшает его эксплуатационные качества. Теперь для получения заданной силы тяги потребуется винт меньшего размера.
Ну что ж, три патента на старте — это неплохо. Пожелаем изобретателю творческих успехов!