Уникально чувствительные и селективные сенсоры улавливают из воздуха малейшие примеси фенола и быстро определяют концентрацию этого опаснейшего вещества.
Воздух наших городов, увы, особой свежестью не отличается. Трубы предприятий продолжают дымить. Так что жителям некоторых мест пребывания «большой химии» впору бежать, куда глаза глядят. Вместе с дымом мы вдыхаем всю таблицу элементов имени незабвенного Менделеева и многочисленные органические соединения. Да еще и рвануть может в любой день, ведь от аварий никто не застрахован.
Особенно опасен фенол, действующий на центральную нервную систему человека как нервно-паралитическое отравляющее вещество.
При нашей безалаберности трудно сказать, где таится опасность.
Доктор химических наук Татьяна Анатольевна Кучменко и ее коллеги по Воронежской государственной технологи ческой академии уже давно искали наиболее надежные способы определения концентрации вредных веществ в воздухе. Разрабатывать различные сенсоры на основе пьезоэлектрических кварцевых резонаторов начали не сколько лет назад под руководством одного из крупнейших воронежских химиков-аналитиков профессора Я.И. Коренмана. Резонатор — это тонкая пластина кварца, на поверхность которой нанесен слой материала, который селективно поглощает из воздуха те или иные вещества. Причем нужна такая пленка, чтобы в ней «застревали» только молекулы искомого вещества, а все остальные — нет.
Далее под действием приложенного напряжения пластина резонатора колеблется с определенной частотой, кото рая зависит от массы как самой пластины (она не меняется), так и от массы нанесенного покрытия. Очевидно, чем больше искомого вещества «захватила» пленка, тем она тяжелее. И тем сильнее изменится частота колебаний пластины. Отсюда и возможность фактически взвесить едва ли не считанные количества по павших в слой покрытия молекул.
Для каждого нового анализируемого соединения материал покрытия нужно создавать заново в зависимости от физико-химических характеристик того вещества, концентрацию которого следует определять с помощью данного сенсора. Но воздух, особенно городской — сложная смесь компонентов, в том числе с похожими по строению, но разными по воздействию на человека, свойствами. Нужна селективность.
Однажды химики решили использовать в сенсорах биологически активные материалы и начали с грибов. Дело в том, что в саратовском Институте биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН на пробу воронежским химикам дали именно препарат измельченных в порошок вешенок. Наверное, многие гурманы лакомились этими грибочками, в жареном виде они не уступают шампиньонам.
Настырные химики пробовать на вкус препарат не стали, а начали различными растворителями извлекать из него те или иные соединения и их смеси, а затем добавлять в состав чувствительной пленки вышеупомянутых сенсоров. А дальше проверяли, как такие добавки влияют на работу сенсора.
Результат буквально ошеломил. Оказалось, что некоторые экстракты позволяли до биться фантастической чувствительности и селективности его отклика! Сенсор не мог ли «обмануть» никакие, даже очень похожие по молекулярной структуре вещества: он «видел» только фенол, не замечая всего остального. При чем, даже в низкой концентрации, около трех микро граммов в кубометре, что со ответствует среднесуточному предельно-допустимому значению для воздуха помещений.
Начали проверять и другие органические соединения. Выяснилось, что пленка из силиконового масла легко вычисляет количество изобутилового спирта в газовой смеси легколетучих спиртов. А если электроды пьезоэлектрического резонатора модифицировать пленкой на основе прополиса, можно определять процент органических токсических веществ (фенола, толуола, бен зола).