«Смазочный материал» (краткое описание изобретения к патенту Республики Беларусь № 21297; авторы изобретения: А.С.Неверов, И.В.Приходько, В.В.Макеев, А.П.Приходько; заявитель и патентообладатель: Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»).

В смазках нуждается каждый …
Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжело нагруженных узлов трения, в частности — пар трения боковой и рабочей (тяговой) поверхности головки рельса (реборда, поверхности катания железнодорожного колеса).
Техническая задача — повышение трибологических и реологических свойств смазочного материала на основе дешевого и доступного сырья. Она решается тем, что в состав смазочного материала входят: 1) смазка (отработанная смазка «Буксол»); 2) дистиллят талового масла; 3) порошкообразный графит (в качестве дисперсного наполнителя). Соотношение этих компонентов, соответственно, (мас. %): 84-88; 0,5-1,0; остальное.
Отработанная смазка «Буксол» изначально имела следующий состав: нефтяное масло (смесь индустриальных масел И-40, И-50 с веретенным маслом АУ); литиевое мыло 12-оксистериновой кислоты; литиевое мыло олеиновой кислоты; диалкидитиофосфат цинка (присадка ДФ-11 по ТУ 24216-80); присадка на основе нитрованного масла («Акор-1» по ГОСТ 15171); графит литейный (ГЛ ГОСТ 5279-74); дистиллят талового масла.
Несмотря на то, что отработанная смазка «Буксол» прошла цикл эксплуатации, она обладает (как показали авторы) достаточно хорошими трибологическими и реологическими свойствами. Это подтверждает техническую целесообразность использования этой смазки в качестве основы для нового смазочного материала.
Достоинством созданной композиции смазочного материала является возможность снижения износа тяжелогруженых узлов трения и повышения антикоррозионных свойств смазочного материала.
Все это свидетельствует о высокой эффективности и промышленной применимости созданной пластичной смазки.