«Плоская тепловая труба» (патент Республики Беларусь № 20933, МПК (2006.01): F 28D 15/02; авторы изобретения: С.С.Песецкий, Л.Л.Васильев, С.В.Богданович, Л.П.Гракович, С.А.Герасименко, В.Н.Коваль; заявители и патентообладатели: Государственное научное учреждение «Институт механики металлополимерных систем имени В.А.Белого Национальной академии наук Беларуси», Государственное научное учреждение «Институт тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова Национальной академии наук Беларуси»).
Изобретение относится к конструкциям теплопередающих устройств, в частности — к плоским тепловым трубам.
Как поясняется авторами, эффективными «теплостоками», нашедшими широкое применение в современной технике (в том числе – в электронике) являются тепловые трубы (ТТ). Принцип действия ТТ заключается в реализации в ней закрытого цикла («испарение/конденсация») «рабочей жидкости» и переноса тепла от «секции нагрева» в «секцию сброса тепла». При этом возврат конденсата в «нагретую секцию» осуществляется за счет использования специальной системы его транспортирования (например, с помощью капиллярной структуры). Всё это позволяет применять ТТ «в условиях пониженной гравитации».
Применение технологии прессования для изготовления плоские тепловые трубы (ПТТ) делает возможным получение «градиента концентраций» компонентов по ее длине. Это позволяет центральную часть ПТТ (транспортную зону, соединяющую зоны испарения и конденсации) изготовить с пониженным содержанием «наполнителя» в «полимерной матрице». Представляется возможным снизить хрупкость ПТТ и повысить ее стойкость к тепловым и механическим нагрузкам (возникающим в процессе эксплуатации), снизить стоимость трубы в целом.
Практическое применение изобретения позволяет решать задачи, связанные с повышением эксплуатационной надежности плоских полимерных ТТ при использовании технологичных и производительных методов изготовления — как отдельных их элементов, так и ПТТ в целом. Изобретение рекомендуется использовать, прежде всего, для изготовления легких ТТ, предназначенных для эксплуатации на летательных аппаратах (в том числе – на космических), а также для эксплуатации в области спецтехники.