В продолжение ранее опубликованного материала в журналах «Дело» № 9, 2015 г. и «Армия» № 5, 2015 г. о том, что своевременная модернизация позволяет, при относительно небольших финансовых расходах, получить вертолеты, не уступающие по тактико-техническим характеристикам лучшим современным образцам, еще раз обращаем внимание читателя на правильность выбора пути украинской компании АО «МОТОР СИЧ» в вопросе модернизации вертолетов типа Ми-8Т, выпущенных более 30 лет назад.
Главной отличительной особенностью модернизированных вертолетов являются новые двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 4Е серии разработки и производства АО «МОТОР СИЧ», которые имеют больший межремонтный ресурс и улучшенные эксплуатационные характеристики по сравнению с штатными двигателями семейства ТВ2-117, устанавливаемыми на вертолетах типа Ми-8Т.
При той же мощности взлетного режима, равной 1500 л.с., без изменения конструкции главного редуктора ВР-8А вертолёты, оснащённые новыми двигателями, обладают намного лучшими летно-техническими характеристиками. Уменьшился средний часовой расход топлива, что позволило увеличить дальность полета вертолёта без дополнительных топливных баков примерно на 80 км; динамический потолок возрос с 4,5 до 8 км. Максимальный потолок, достигнутый вертолетом Ми-8МСБ с двигателями ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, признанный в качестве мирового рекорда для машин этого класса, составляет 9150 м.
Как показали испытания вертолёта Ми-8МСБ в условиях жары и высокогорья, несмотря на то, что система передачи мощности осталась неизменной, при прочих равных условиях за счёт улучшения лётно-технических характеристик вертолёта полезная нагрузка по сравнению с вертолётом Ми-8Т увеличивается на величину от 0,9 до 1,7 тонн (в зависимости от высоты и температуры окружающей среды). Такая разница позволяет брать на борт или большее количество топлива, или большее количество груза. А с высоты более 2000 метров лётно-технические характеристики вертолёта превышают параметры вертолёта Ми-8МТ (оснащённого двигателями ТВ3-117МТ).
В результате Ми-8МСБ представляет собой самый простой и самый экономный вариант модернизации вертолетов типа Ми-8Т. Сейчас АО «МОТОР СИЧ» работает над более перспективной версией, с новым главным редуктором и другими существенными доработками, повышающими потенциальные возможности вертолета. Конструкторское бюро АО «МОТОР СИЧ» выполняет также работы по модернизации, позволяющие скорректировать такие недостатки вертолетов типа Ми-8, как отсутствие правой сдвижной боковой двери или задней рампы, облегчающей процесс погрузки-выгрузки.
Таблица сравнения основных данных двигателей
ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серий и ТВ2-117
(Н=0, Мп=0, МСА)
Режим | Параметры | ТВ2-117А | ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 4Е серии |
продолжительной мощности — 60 минут (1ПМ) 2,5 минутный при одном неработающем двигателе | Nе (л.с.)/(поддерж.до tн, °С/Н, м при МСА) | — | 1700/(+35/3800) |
продолжительной мощности — 60 минут (2ПМ) при одном неработающем двигателе. Продолжительной взлетной мощности (30 мин.) | Nе (л.с.)/(поддерж.до tн, °С/Н, м при МСА) | — | Равен взлетному |
Взлетный | Nе (л.с.)/(поддерж.до tн, °С/Н, м при МСА) | 1500/(+15/1600) | 1500/(+55/4600) |
Удельный расход топлива, кг/л.с.∙ч | 0,275 | 0,251 | |
Максимально продолжительный | Nе (л.с.)/(поддерж.до tн, °С/Н, м при МСА) | 1200 | 1200/(+60/7500) |
Удельный расход топлива, кг/л.с. ч | 0,295 | 0,266 | |
Крейсерский | Nе (л.с.)/(поддерж.до tн, °С/Н, м при МСА) | 1000 | 1000/(+60/8700) |
Удельный расход топлива, кг/л.с. ч | 0,310 | 0,280 | |
Сухая масса | кг | 330 | 295 |
Ресурс:
|
час./цикл. | 1500/- 12000/- |
5000/5000 15000/15000 |
На сайте ainonline.com (пройти по ссылке) 1 октября 2015 года опубликована информация о том, что американская армия запросила предложения у производителей двигателей в целях предварительной разработки долговременной Программы улучшения турбины двигателя (ITEP), предусматривающей ремоторизацию около 3000 вертолетов Black Hawk и Apache.
Целями долгосрочной программы ITEP является производство двигателя мощностью 3000 л.с., что на 50% мощнее и на 25% экономичнее, чем существующий двигатель General Electric T700, которым оснащены вертолеты Apache и Black Hawk. Двигатель T700-GE-701D, установленный на последних моделях вертолетов AH-64E Apache и UH-60M Black Hawk, относится к классу двигателей мощностью от 1700 до 2000 л.с.
Предполагаемая в течение ближайших 8 лет его замена на двигатель программы ITEP обещает улучшение характеристик вертолетов в условиях на высоте 6000 футов (1828 м) и при температуре 95 градусов по Фаренгейту (35оС), а также увеличение срока эксплуатации и меньшие затраты на техническое обслуживание.
«Этот запрос является важной вехой в программе номер один модернизации армейской авиации, и армия спешит начать долгосрочные отношения с проверенным изготовителем двигателя», сказал подполковник Curt Kuetemeyer, ITEP менеджер по продукции, в ходе конференции журналистам 28 сентября, «увеличение мощности двигателя в вертолетах Black Hawk и Apache позволит увеличить диапазон их действий, время работы над целью и эффективность их поражения».
Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В, производства АО «МОТОР СИЧ» в 2009 году успешно прошел Государственные стендовые испытания и принят на вооружение Министерством обороны Украины (Акт № 02/08101-004), в 2011 году он успешно прошел Государственные стендовые испытания в России и подтвердил свое соответствие требованиям Технического задания Министерства обороны Российской Федерации (Акт ГСИ №14/711102-007ВП), а также принят на снабжение Вооруженных Сил Республики Беларусь с учетом полученных положительных результатов подконтрольной эксплуатации вертолета Ми-8МТ в 2013 году (акт от 10.06.2013, приказ МО РБ от 11.06.2013 № 550) и полученных положительных результатов исследовательских испытаний в составе силовой установки вертолета Ми-24 в 2014 году (акт от 24.11.2014, приказ МО РБ от 03.12.2014 № 1318).
В таблице приводятся сравнительные характеристики семейства двигателей ТВЗ-117ВМА-СБМ1В, устанавливаемых на вертолеты типа
Ми-8МТВ (Ми-17) и Ми-24.
№ п/п |
Параметр | Модель двигателя | |||
ТВЗ-117ВМА-СБМ1В (базовая) | ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-01 | ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02 | ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-03 | ||
1. | Мощность на режиме (Н=0, Мп=0, МСА), л.с. | ||||
1.1 | 2,5-минутной мощности и продолжительной мощности – 60 мин. (1ПМ) при одном неработающем двигателе | 2800 | 2800 | 2800 | 2800 |
1.2 | Продолжительной мощности — 60 мин. (2ПМ) при одном неработающем двигателе | 2500 | 2400 | 2200 | 2000 |
1.3 | Режим продолжительной взлетной мощности 30 мин. (ПВМ) | 2500 | 2400 | 2200 | 2000 |
1.4 | Взлетный режим | 2500 | 2400 | 2200 | 2000 |
1.5 | Максимальный продолжительный режим | 1900 | 1900 | 1700 | 1700 |
1.6 | I Крейсерский режим | 1750 | 1750 | 1500 | 1500 |
1.7 | II Крейсерский режим | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
1.8 | Малый газ, не более | 200 | 200 | 200 | 200 |
2.1 | Поддержание 2,5-минутной и продолжительной мощности – 60 мин. (1ПМ) при одном неработающем двигателе до tн, °С | +25 | +25 | +25 | +25 |
2.2 | Поддержание взлетной, продолжительной мощности – 60 мин. (2ПМ) при одном неработающем двигателе и ПВМ до tн, °С | +37 | +41 | +50 | +58 |
3. | Удельный расход топлива на взлетном режиме, не более, кг/(л.с.-ч) | 0,209 | 0,210 | 0,214 | 0,220 |
Для сравнения приводим характеристики эксплуатационных параметров вертолетов Ми-8МТВ (Ми-17) с установленными штатными двигателями ТВ3-117ВМ и с двигателями ТВ3-117ВМА-СБ1В-03:
№ п/п |
Эксплуатационные параметры | Ми-17 (Ми-8МТВ) | Ми-17 (МИ-8МТВ) модернизированный |
1 | Тип двигателей | ТВЗ-117ВМ серии 02 | ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-03 |
2 | Мощность двигателей, л.с. | 2×2000 | 2×2000 |
3 | Практический потолок, м | 6000 | 7300 |
4 | Дальность полета, км | 600 | 650 |
5 | Часовой расход топлива, кг/ч | 640 | 600 |
6 | Скорость полета, км/ч:
|
250 230 |
260 240 |
Из приведенных выше сравнительных характеристик можно сделать вывод, что при применении новых двигателей семейства ТВ3-117ВМА-СБМ1В, разработки АО «МОТОР СИЧ», повышается маневренность применения вертолётов, эффективность их эксплуатации, что напрямую влияет на повышение безопасности полётов вертолётов, а возросшие ресурсные показатели значительно удешевляют экономическую составляющую при тех же эксплуатационных расходах.