Как показали исследования учёных из Национального института стоматологических и черепно-лицевых исследований (США), чувство зуда, с молекулярной точки зрения, полностью отличается от болевых и тактильных ощущений.
Исследуя рецепторы, отвечающие за чувство прикосновения, боли, тепла и т. п., учёные наткнулись на группу нейронов, синтезировавших натрийуретический полипептид b (или Nppb). Мыши, мутантные по гену этого белка, не чувствовали ни зуда, ни чесотки, но при этом нормально реагировали на тепло и боль. Если же животным инъецировали этот пептид, скажем, в шею, то они начинали остервенело чесаться, причём такая реакция была как у нормальных, так и у мутантных мышей.
То есть для того, чтобы почувствовать желание почесаться, у нас есть специальные нейроны и специальная молекула-посредник. (Опыты ставили на мышах. А как обстоит дело с ощущением зуда у людей, ещё предстоит проверить.)
Также удалось проследить путь «зудящего сигнала» через спинномозговые нейроны. С помощью специального токсина авторы работы отключали проводящие пути в спинном мозге мышей, и те переставали чувствовать зуд, хотя на другие стимулы прекрасно реагировали. Как пишут учёные в журнале Science, для чесоточного ощущения у нас есть не только специальные рецепторы, но и вообще отдельная проводящая цепь нейронов.
Однако дальнейшая реакция на зуд зависит уже от другого белка — так называемого гастрин-высвобожающего пептида (GRP). Раньше этот белок считался причиной ощущения зуда, но сейчас удалось показать, что он нужен не для того, чтобы почувствовать зуд, а также для избавления от него.
GRP есть только в спинномозговых нейронных путях, в периферических рецепторах его нет, иными словами, он необходим для проведения чесоточного сигнала, но не для его первоначальной рецепции. Ни GRP, ни Nppb по одиночке не обеспечивают ощущение зуда и реакцию на него.
Исследователи полагают, пишет Compulenta.ru, ссылаясь на материалы NIH, что, воздействуя либо на один, либо на другой белок, можно будет лечить тех, кто страдает от навязчивого ощущения зуда или от того варианта гиперчувствительности, когда тянет чесаться от чего угодно. Кроме того, влияя на чесоточные нервные пути, можно облегчить жизнь больным псориазом и экземой.