Предложен «Способ устройства временной лесной автомобильной дороги на слабом грунте» (патент Республики Беларусь на изобретение № 19501, МПК (2006.01): E 01C 9/08; авторы изобретения: М.Насковец, А.Драчиловский; заявитель и патентообладатель: Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»).
Изобретение поясняется фигурой, на которой изображен поперечный разрез покрытия с размещением прослойки из нетканого синтетического материала и слоев хворостяной выстилки.
Предложенный способ осуществляют следующим образом. На поверхность грунтового основания 1 погрузочно-транспортной машиной (форвардером) подвозят порубочные остатки, формируют и уплотненяют нижний слой хворостяной выстилки 3 шириной в 1,3-1,7 раза больше ширины проезжей части. Затем форвардерами подвозят геотекстильный материал 2 и ведут его раскатку. Далее осуществляют закрепление прослойки анкерами.
Последующей операцией является устройство и уплотнение верхнего слоя хворостяной выстилки 4 (равного по ширине первому слою) посредством подвозки порубочных остатков. При этом в местах «колесопроводов» толщина слоя должна быть в 2-2,5 раза больше, чем в межколейном пространстве и выступающих за пределы прослойки частях. Толщина нижнего и верхнего слоя в межколейном пространстве одинакова.
Демонтаж, осуществляющийся также при помощи форвардера, включает в себя поочередное поднятие гидроманипулятором на определенную высоту начала (или конца) прослойки из геотекстильного материала, в результате чего верхний слой хворостяной выстилки смещается вниз по прослойке. Затем сместившуюся часть верхнего слоя выстилки погружают в тележку форвардера, а геотекстильный материал сворачивают в рулон. Данные операции повторяют до полного демонтажа дороги.
Запатентованная конструкция временной лесной автомобильной дороги, подчеркивают авторы, позволит повысить несущую способность слабых оснований, и, следовательно, обеспечить «проезжаемость» лесовозного автотранспорта и лесозаготовительной техники по временным дорогам. Она также обеспечивает возможность демонтажа и приводит к снижению материалоемкости всей конструкции.