Прогрессивный способ определения силового воздействия колес подвижного состава на железнодорожный путь (на рельс) в эксплуатационных условиях предложен белорусским специалистом (патент Республики Беларусь на изобретение № 19174, МПК (2006.01): B 61K 9/00G, 01G 19/04; автор изобретения, его заявитель и патентообладатель: Светлана Майданюк).
Задачей изобретения является повышение точности определения нагрузки колеса на рельс.
Суть запатентованного способа отражает последовательность выполнения операций по его реализации: 1) на рельс устанавливают чувствительный элемент, состоящий из излучателя и фотоприемника; 2) выходы фотоприемника соединяют с отградуированным в заданном диапазоне нагрузок блоком обработки сигналов, связанным с персональным компьютером; 3) направляют параллельно оси рельса луч от излучателя на поверхность фотоприемника, на которой фиксируют координату положения светового пятна от луча; 4) колесом прикладывают нагрузку на рельс; 5) замеряют координату положения сместившегося светового пятна от луча на поверхности фотоприемника; 6) по разности замеренных координат с учетом градуировки определяют нагрузку колеса на рельс. Особенностью предложенного способа является то, что оптическую ось приемника наклоняют под углом более 30 градусов к оптической оси излучателя.