Рассмотрено понятие электродермальной активности. Описаны современные приборы, используемые для поддержания работоспособности операторов в процессе деятельности.
В Республике Беларусь существует около 800 профессий операторов [1], занятых в различных сферах общественного производства. Одним из наиболее перспективных направлений в области мониторинга работоспособности операторов является регистрация электродермальной активности. Изменение кожного сопротивления в результате процессов выделения и всасывания пота протоками потовых желез определяется с помощью электродов, располагаемых на руках оператора, а затем по величине разности потенциалов выделяется текущее функциональное состояние (10 мВ – спокойствие, близкое к состоянию сна; 100 мВ – повышенная активность, граничащая с перевозбуждением) [2]. Следует привести примеры коммерческих разработок в области электродермальной активности (таблица 1).
Таблица 1 – Приборы для измерения уровня бодрствования операторов транспортных средств, регистрирующие электродермальную активность
Прибор, автор и/или производитель | Внешний вид прибора | Принцип работы |
Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста, ЗАО «Нейроком» | Носимая часть (перстень или браслет) и стационарная часть (мобильная ПЭВМ, датчики) | Носимая часть прибора, надетая на руку машиниста, позволяет отслеживать изменения электродермальной активности запястья машиниста в режиме реального времени. При этом уровень текущей бодрости при возникновении тенденции к ее снижению предъявляется машинисту в виде цветовой шкалы желто-красного цвета. Переход в красную часть шкалы сопровождается звуковым сигналом, после которого машинист должен нажать на рукоятку, подтвердив получение сигнала. При отсутствии подтверждения в течении минуты подается сигнал системе автоматического торможения локомотива [2]. |
Система поддержания работоспособности водителя Vigiton, ЗАО «Нейроком» | Носимая часть (перстень или браслет) и стационарная часть (мобильная ПЭВМ, датчики) | Аналогично действиям «Телемеханической системы контроля бодрствования машиниста», но при отсутствии нажатия кнопки обратной связи происходит включение аварийной световой сигнализации [3, 4]. |
Stop Sleep, Левенштейн А. М., Суходоев В. В., «ПФС-Диагностика» | Двойной перстень с контактами. | Снижение электропроводимости кожи отслеживается контактами на перстне, после чего прибор начинает вибрировать, подавать световые и звуковые сигналы. Заряжается через разъем microUSB. Время работы от заряженного до разряженного состояния – не менее 15 часов [5]. |
Развитие приборов для мониторинга функционального состояния предусматривает комбинирование регистрации электродермальной активности с показателями обратной связи по результатам деятельности (приборы компании «Нейроком): скорость выполнения основных рабочих операций (нажатие на педаль тормоза или газа, переключение передач, включение указателя поворотов [3, 4]. Одновременное измерение нескольких показателей позволит точнее определить момент потери бдительности водителем, учесть его физиологические особенности (тремор конечностей, изменение скорости речи, частота морганий и т.п.), а также выявить критические изменения функционального состояния во время рабочего процесса (предынфарктные, предынсультные, предобморочные состояния, эпилептические и астматические припадки и др.)
1. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих» – http://www.info.alibi.by/index.php?newsid=4882 – Дата доступа: 9 января 2013 г.
2. Дементиенко, В. В. Физические принципы построения систем безопасного мониторинга состояния человека-оператора: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук: 01.04.01 /В. В. Дементиенко. – Москва, 2010. — 38 с.
3. Савченко, В.В. Бортовая система мониторинга функционального состояния оператора транспортного средства // Журнал «Механика машин, механизмов и материалов». – 2012. – №1(18), С. 20 – 25.
4. Савченко, В.В. Система поддержания работоспособности водителя: результаты испытаний и экспериментальных исследований / В. В. Савченко, М.С. Свистун, В. В. Сикорский // Журнал «Автомобильная промышленность» – 2008. – №1, С. 32 – 34.
5. 29.01.2012 от Сергей Трофимов Обзор устройства .StopSleep (Стоп Слип) http://journal.caseclub.ru/2012/01/29/chto-takoe-stop-sleep/ — 12 февраля 2013 г.
Авторы:
Гедранович Ю. А. – аспирантка кафедры инженерной психологии и эргономики
Яшин К.Д. — к.техн.н., доцент
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники