Машины должны работать.
Люди должны думать.
(принцип IBM)
В современных условиях интеллектуальный потенциал населения является важнейшим основанием его прогрессивного развития. Ряд аналитиков утверждает, что в настоящее время можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира, означающим жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одаренными людьми – потенциальными носителями нового знания.
Современная система высшего профессионального образования озабочена тем, чтобы дать обучающимся некоторую базовую сумму знаний по их специальности. Однако учеными подсчитано, что уже сегодня современные знания на Земле удваиваются каждые 5-7 лет. Уже недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала и выработать навыки манипулирования с ним; полученные знания устаревают уже к моменту окончания ВУЗа. Ученые утверждают, что сейчас всего за два дня человечество производит столько информации, сколько оно успело создать за 30 000 лет. Предполагается, что уже к 2020 году такой объем информации будет накапливаться менее чем за час. Сегодня главной целью обучения должно стать приобретение обобщающих стратегий, нужно учить учиться! Как утверждал американский писатель XIX века Ральф Эмерсон: «То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование». Сегодня ни на одном этапе профессионального образования будущих специалистов не учат специальным приемам мышления, запоминания, сохранению и воспроизведения информации, умению концентрировать внимание, приемам развития творческого мышления. Внедрить такие методики на уровне среднего и высшего профессионального образования, с их строгими рамками утвержденных методик обучения и форм отчетности, не получится. Остается надеяться на сферу профессиональной переподготовки кадров и постоянное самообразование специалистов.
Как известно, основой интеллекта является биологически развитый мозг. Еще почти четыре века назад французский эссеист Мишель де Монтень считал, что «мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг просто наполненный». В старину на Руси строителей городов, укреплений, плотин, мостов, а также литейщиков пушек и колоколов называли «розмыслами». В своем ремесле розмысл должен был уметь обдумать задачу со всех сторон, опираясь не только на собственный опыт, но и на весь опыт, накопленный его предшественниками, на свой ум, изобретательность, развитое воображение. Говоря современным языком, розмысл должен был опираться не только на имеющиеся профессиональные знания и наработанный опыт, но и на свои развитые индивидуальные интеллектуальные способности — мышление, память, внимание, творческое воображение, интуицию.
Интеллектуальные возможности нашего мозга ограничены только усилиями, которые мы затрачиваем на расширение этих возможностей. Например, использование специальных физических упражнений, направленных на развитие взаимодействия полушарий мозга на физиологическом уровне, увеличивает эффективность мозга в несколько раз. Самостоятельное развитие индивидуальных интеллектуальных способностей способствовало успеху многих известных людей. Например, Генри Ройс, основатель и главный конструктор фирмы «Rolls-Royce», отучился в школе всего один год, но все свои знания он приобрел путем упорного самообразования. А выдающийся авиаконструктор академик Александр Александрович Микулин (1895 — 1985) обладал удивительной способностью: без использования каких-либо измерительных приборов, он мог точно по заданному размеру нарисовать круг или линию определенной длины. Связано это с тем, что наш мозг располагает специализированными нейронами-детекторами, которые от природы настроены на восприятие и переработку только определенной информации: движения, длины (настроены на восприятие отрезков и линий определенной длины), контраста, новизны (запрограммированы на реакции только на новую информацию), пространственной ориентации. Данная способность также тренируется через специальные упражнения.
Главной интеллектуальной составляющей является мышление. Мышление – это продукт мозга, а мозг – это материальный носитель мышления. Посредством разума, мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. Но, как утверждал Генри Форд: «Мышление – самая тяжелая из всех работ, и именно по этой причине так мало людей ею занимаются». Овладение мышлением не может быть единовременным действием. Развитие способности мыслить представляет длительный и трудный процесс. Он не может быть только чисто теоретическим, а включает постоянно на разных уровнях применение основных приемов практического познания неизвестного, начиная с упражнений, задач и иных форм тренинга. Например, необходимо целенаправленно развивать дивергентное мышление, основанное на стратегии генерирования множества решений одной-единственной задачи. Обычно, найденный вариант решения той или иной задачи, считается единственно правильным и подлежит внедрению без рассмотрения иных вариантов, возможно более эффективных. Не зря творческое воображение относят к дивергентному мышлению, а как утверждал Альберт Эйнштейн:«Воображение – это все!». Например, Никола Тесла в своем уме строил трехмерные образы сложнейших машин с точностью до мельчайших деталей и затем заставлял эти машины работать у себя в голове. В своем воображении он «запускал» их, а потом «забывал» о них на несколько недель. «Машины» вне сознания Тесла продолжали работать у него в голове, и по истечении некоторого времени он опять «вспоминал» о них и тщательно проверял все компоненты на предмет износа. Научно доказано, что при визуализации объекта в мозгу происходит активация одних и тех же областей, что и при реальном наблюдении. Как известно, наш мозг не способен отличать реальную информацию от представляемой.
Биологически развитый мозг является также основой интуитивного мышления и инсайта («творческого озарения»), являющегося высшей формой творческого мышления и творческой деятельности, не выводимым из прошлого опыта решением проблемы и проявляющегося во внезапном усмотрении сути проблемной ситуации. Интуиция, – способность получать или воспринимать информацию, недоступную пяти органам чувств, — активно начинает действовать при использовании специальных методик развития проекционных (зон «черновой» обработки информации») и ассоциативных зон (сложного мышления) мозга. Именно интуиция считается главной составляющей творческого мышления, краеугольным камнем технологических инноваций и новых разработок. Например, знаменитый кораблестроитель ХIХ века, главный инженер и управляющий Галерной верфью в Петербурге Петр Акиндинович Титов по происхождению был из рязанских крестьян. Не закончив даже сельской школы, он исключительно по интуиции вычерчивал обводы судов, задавал размеры отдельных частей корабля. Когда А. Н. Крылов, будущий академик и знаменитый кораблестроитель, рассчитывал какие-то элементы судна, П. А. Титов говорил ему: «Да, мичман, твоя формула верная» и показывал ему свои чертежи, полностью соответствующие расчетам А. Н. Крылова. За год до смерти П. А. Титов участвовал в анонимном конкурсе на проектирование броненосцев. Когда расшифровали девизы, комиссия была потрясена тем, что две высшие премии достались русскому самородку!
Согласно проведенным исследованиям, творческие личности в 2-3 раза чаще используют свою интуицию, нежели другие. «Самое главное в любом изобретении создано за счет случайности, неожиданности, но большинство людей не сталкиваются с такой ситуацией. То, что называют случайностью, на самом деле является озарением, и с ним встречается каждый, кто готов к этой встрече», – утверждал Фридрих Ницше. Очевидно, что приемы развития данных способностей находятся вне рамок существующих процессов обучения.
В «бедных пасынках» находится сегодня и другая такая интеллектуальная составляющая, как память. Не преподаются специальные приемы запоминания информации, методы ее сохранения и воспроизведения. Эти приемы, связанные с особенностями центральной нервной системы, при их грамотном использовании дают эффективные результаты. Например, человек может вспомнить информацию, которую слышал много лет назад и специально ее не заучивал. Специальными упражнениями необходимо развивать оперативную, долговременную, зрительную, слуховую и моторную память. Учитывая то, что составляющей памяти является внимание, необходимо также развивать и эту интеллектуальную составляющую, а особенно тренировать высшую форму внимания — концентрацию. Японские футурологи, например, считают, что самой востребованной в ХХI веке будет профессия тренера по развитию памяти.
Интеллектуальные способности необходимо развивать путем совместного развития таких отдельных видов интеллекта, как логический (математический), лингвистический, пространственный и даже музыкальный, учитывая частотные характеристики работы головного мозга. Логический интеллект охватывает сферу рассуждений, сознательно управляемого мышления и некоторых аспектов решения проблем. Ни один из мозговых центров не отвечает за логику. Данная функция является продуктом деятельности всего мозга! Развитый логический интеллект позволяет продумывать мысль до ее естественного конца. Он усиливает способность вызывать из памяти нужную информацию и является составляющей дивергентного мышления. Логический интеллект имеет также и другие названия: математический и шахматный, что уже само по себе говорит о возможных путях его развития. В свою очередь, развитая логика является основой аналитического мышления. Тот, кто силен в лингвистических тестах, также хорошо справляется и с решением математических задач. Лингвистический (вербальный) интеллект связан с другими критериями умственных способностей, такими, как умение манипулировать цифрами, мысленно вращать трехмерные объекты и выполнять логические операции. К пространственному интеллекту, являющегося уникальной формой интеллекта, относится способность видеть, как располагаются в пространстве предметы и способность мысленно переворачивать фигуры, представлять их в объемном виде. Музыка, подобно речи или математической логике, активизирует работу мозга, влияет на развитие многих психических функций: мышления, памяти, внимания, творческого воображения.
Современное инженерное мышление формируется на основе практического мышления, базирующегося на объеме полученных в ВУЗе профессиональных знаний и действии, а также на научном мышлении, развитом в ходе многолетней практики и знаний полученных в целях повышения профессионального уровня. Сегодня его необходимо пополнить развитыми индивидуальными интеллектуальными способностями на физиологическом уровне, т.е. научить специалиста быть интеллектуально грамотным, правильно использовать и эффективно их развивать. Существует ряд таких специальных программ, направленных на развитие интеллекта. Например, вяпонской системе развития интеллекта и памяти профессора Рюты Кавашимы упор делается на устный арифметический счет вслух и на время, так как при этом происходит активизация практически всех зон головного мозга. Обращается внимание на сохранение здорового состояния мозга с учетом правильного питания и распорядка дня. Эффективность упражнений данной программы легко повышается их несложным изменением. Другая известная американская программа «Революционный Тренинг Мозга» включает в себя: полезное для мозга питание, умеренные физические нагрузки (особенно аэробные нагрузки), управление стрессом, полноценный ночной сон и интеллектуальные упражнения для мозга. Программа далека от совершенства, так не учитывает большинство факторов воздействующих на индивидуальные интеллектуальные способности, а также предусматривает использование в программе фармацевтических препаратов. Отечественная программа развития индивидуальных интеллектуальных способностей на физиологическом уровне «Супермозг» направлена на их развитие с учетом максимального количества составляющих и учитывает большинство факторов воздействия, что делает весьма эффективной. «Из мелочей образуется совершенство, а совершенство не мелочь», — утверждал великий Микеланджело. Например, современный изобретатель доктор Йосиро Накамацу является автором более чем двух тысяч запатентованных изобретений, среди которых есть такие, как дискета, жесткий диск и электронные цифровые часы. Для проведения сеанса «мозгового штурма», он погружается в бассейн и долго находится под водой, записывая на специально разработанном для этой цели плексигласовом планшете все возникающие при этом идеи. Такой «эффект ныряльщика», за счет активизации кровотока и развития системы кровоснабжения мозга, улучшает кровообращение головного мозга, в результате чего активизируются те участки мозга, которые обычно не участвуют в общей работе из-за недостатка кровоснабжения. Кроме того, замедляется непрерывный процесс отмирания нейронов, а значит и межнейронных связей, и этот процесс можно даже обратить вспять.
Все существующие сегодня программы развития интеллекта имеют один общий «недостаток»: по ним надо регулярно заниматься. «Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом, лишь крошечным проблеском сознания, только работа и воля могут дать ей жизни и обратить ее во славу», — считал Альберт Камю. Каждый человек обладает своим потенциалом гения, причем значительно большим, чем это можно себе представить, и для того чтобы начать процесс обновления, нужно выйти за рамки привычного образа жизни. Как говорится: «Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать». Итоговый результат инженерного труда будет всегда выше, если к имеющимся профессиональным знаниям и высокой работоспособности добавить развитые на физиологическом уровне индивидуальные интеллектуальные способности.
Автор:
Литвинов Александр Васильевич
член-корр. Международной академии психологических наук
г. Тверь