«Он прибежал взволнован крайне и сообщеньем нас потряс
Будто наш научный лайнер в треугольнике погряз,
Сгинул, топливо истратив, весь распался на куски,
И двух безумных наших братьев подобрали рыбаки.
Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме,
Их вчера в стеклянной призме к нам в больницу привезли,
И один из них, механик, рассказал, сбежав от нянек,
Что Бермудский многогранник — незакрытый пуп Земли».
В. Высоцкий
В районе, ограниченном воображаемой линией, соединяющей Бермуды, Флориду и Пуэрто-Рико, при таинственных обстоятельствах пропало много судов и самолетов. Этот район, широко известный как Бермудский треугольник, молва окрестила также Адовым кругом, Колдовским морем, Морем грез и Гаванью пропавших кораблей. Сведения о таинственных исчезновениях продолжают поступать по сей день, так что весь ход событий здесь дает пищу для возникновения современной морской легенды.
Почему пишут о бермудском треугольнике, а не, скажем, о багамском, флоридском или пуэрто-риканском? Почему говорят о треугольнике, а не, к примеру, о квадрате, круге или трапеции? «Виноваты» в выборе этих определений главным образом люди, прежде всего писатели и журналисты. Впрочем, пути, ведущие к тому или иному названию, извилисты, и зачастую все решает случайность. Бермудский треугольник — далеко не единственное название этого удивительного района в западной части Атлантического океана. Его называют также "дьявольское море", "кладбище Антлантики", "море вуду", "море проклятых". Среди этих названий, в конце концов, победил "бермудский треугольник", понятие это вошло в обиход, ему посвящались песни (вспомним хотя бы Владимира Высоцкого) и даже фильмы. Ему посвящали книги и журнальные статьи, о нем говорили по радио и телевидению. Телевидение уделяло ему специальные передачи, о нем упоминалось в связи с так называемыми неопознанными летающими объектами и таинственными преданиями о космонавтах древности. Все как будто бы согласны с тем, что в его пределах происходят весьма странные события.
Тайна Бермудского треугольника — это гораздо больше, чем просто длинный перечень таинственно исчезнувших судов и самолетов. Заявления представителей военно-морских сил, морской береговой охраны, военно-воздушных сил США и страховых компаний многократно пересказывались, переосмысливались и, в конце концов, слились в цельное повествование о «треугольнике». Многие писатели и журналисты, в свое время пытавшиеся разгадать его тайну, впоследствии обнаружили, что их самих вместе со всеми их догадками тоже включили в предание о нем. К тому же предание постоянно пополнялось сведениями о новых происшествиях.
Бермудский треугольник является относительно недавней сенсацией. Еще на рубеже 1940 — 1950-х годов никому бы и в голову не пришло произнести эти два ныне магических слова, а тем более что-нибудь написать на эту тему. Первым использовал данное словосочетание американец Е. Джонс, издавший маленькую брошюрку под заглавием «Bermuda Triangle». Она была опубликована в 1950 году в Тампе на Флориде и содержала всего 17 страничек, проиллюстрированных шестью фотографиями. Никто, однако, не обратил на нее особого внимания, и она была забыта. Оживление наступило лишь в 1964 году, когда о бермудском треугольнике написал еще один американец — Винцент Гаддис. Статья на нескольких страницах, названная «Смертоносный бермудский треугольник» (The Deadly Bermuda Triangle), была напечатана в известном спиритическом журнале «Аргосы». Позднее, собрав дополнительную информацию, Гаддис посвятил бермудскому треугольнику уже целую главу, тринадцатую, в весьма популярной книге «Невидимые горизонты» (Invisible Horizons). С той поры бермудский треугольник постоянно находится в центре внимания.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов словно из рога изобилия посыпались публикации о забытых и новейших тайнах бермудского треугольника. Все они выходили в США или Великобритании. Начало положил Джон Спенсер двумя изданиями книги, повествующей о многочисленных загадках, тайнах и сверхъестественных явлениях, — «Чистилище проклятых» (Limbo of the Lost). Затем пришла очередь А. Джефри, Э. Николса и Р. Винера. Понятие «бермудский треугольник» прочно укоренилось в сознании людей.
Все эти книги увлекательно повествуют о загадках и таинственных историях и утверждают, что в бермудском треугольнике происходят сверхъестественные, необъяснимые вещи. Некоторые книги выходят под нейтральными названиями, и сенсационные факты мы узнаем только из текста книги, другие откровенно спешат возбудить у читателя повышенный интерес уже самими своими заголовками, например «Невидимые горизонты», или «Логических объяснений нет!», или «Чистилище проклятых».
С начала 1970-х годов загадками бермудского треугольника начали пичкать читателей и журналисты. Статьи в газетах и журналах пестрели определениями «необъяснимый», «предостерегающий», «тревожный», «таинственный», «загадочный» и т. д. Публикации, предостерегающие от поверхностного подхода к проблемам бермудского треугольника и доказывающие, что в нем, собственно говоря, ничего загадочного и противоестественного не происходит, находятся в явном меньшинстве. Самой известной среди них является книга американского журналиста Лоуренса Дэвида Куше «Тайна бермудского треугольника разгадана» (The Bermuda Triangle Mystery solved), написанная им в 1975 году. В 1978 году она была переведена на русский язык и вышла в издательстве «Прогресс» под названием «Бермудский треугольник: мифы и реальность».
В США на тему бермудского треугольника были сделаны два полнометражных телевизионных фильма. Первый фильм (режиссер Р. Винер, 1970) был отснят весьма искусно, с многочисленными эффектами. Он был полон загадок и сверхъестественных явлений и весьма повлиял на общественное мнение. Второй фильм был сделан в 1976 году, его консультировал Л. Куше. Взгляды Куше на проблемы треугольника прямо противоположны, он пытается опровергнуть ложные утверждения, вымысел и мистификацию.
17 мая 1991 года казалось, что приоткрылась завеса над драматической историей. Команда подводников, искавшая сокровища на затонувших кораблях в районе так называемого Бермудского треугольника, на дне Мексиканского залива обнаружила обломки самолета в 750 футах под водой в 10 милях от берега. Именно такой тип был в звене исчезнувших самолетов в Бермудском треугольнике 5 декабря 1945 года, собственно с чего и началась сомнительная слава этого места в современной истории.
Две недели спустя все выяснилось. Группа консультантов с Гавайских островов определила, что эти "самолеты" — останки подводных мишеней времен второй мировой войны, использовавшиеся для тренировочных бомбардировок с низкой высоты. Исследователями и специалистами было выдвинуто предположение, что это один из пяти торпедоносцев морской авиации США. Позже прошла информация, что были обнаружены все пять машин.
Вся история с самолетами началась 5 декабря 1945 года, когда авиационному звену, состоящему из пяти трехместных торпедоносцев под командованием лейтенанта Чарлза Тейлора, предстояло выполнить двухчасовой полет с учебным торпедометанием. Это был плановый полет, который начался в 14.00, а в 15.15, когда экипажи самолетов выполнили поставленные учебные задачи и возвращались на базу Форт-Лодердейл на полуострове Флорида, руководители полета услышали странное на тот момент сообщение от командира звена: “Возникла критическая ситуация. Кажется, мы сбились с курса. Совершенно не видно земли”. На предложение диспетчера полетов лететь на запад, Чарлз Тейлор растеряно ответил: “Мы не знаем, где запад. Все как-то не так… Даже океан выглядит необычно”. Связь на тот момент была плохая, считается, что это были атмосферные помехи.
В 16.00 на командном пункте услышали, что лейтенант Тейлор передал командование звеном другому офицеру. Новый командир отдал приказ развернуться на 180 градусов, в надежде вернуться к Флориде. По неподтвержденным данным, некоторые радисты сообщали, что последние принятые ими слова летчиков звучали примерно так: “Они похожи на нас… Входим в белую воду… Мы погибаем”. К этому моменту событий, на поиски торпедонсоцев вылетела двухмоторная летающая лодка “Мартин Марине” с экипажем из 13 человек. Через некоторое время после взлета командир доложил о выходе на заданный курс и… все! Спасательный самолет, который был оснащен самыми современными по тем временам поисковыми приборами, исчез вместе с людьми так же бесследно. Последним загадочным эпизодом этой драммы стал прием очень слабого радиосигнала на авиабазе в Майами “ФТ… ФТ” — это радиопозывные Чарлза Тейлора. Но вся загадка в том, что этот сигнал пришел спустя два часа после полного израсходования топлива “Эвенджерами”.
Потом была более массовая спасательная операция на море, обследование охватило 380 тысяч квадратных миль площади океана и прибрежных районов в Атлантике, Карибском море и Мексиканском заливе. Но участникам поисковой операции не удалось найти абсолютно никаких следов.
Опять-таки по непроверенным данным, дополнительное изучение обстоятельств предполетной подготовки и полета выявило некоторые как будто малозначащие, но достаточно любопытные факты. Например, 5 декабря 1945 года в 13.15 , лейтенант Тейлор опоздал на предполетный инструктаж, а главное, он попросил освободить его от тренировочных полетов. Но был получен отказ. Может он имел некое мрачное предчувствие? Вопрос этот все-таки небезинтересный, ибо выявился факт, что был еще один пилот, который отказался лететь. Это был капрал Эллан Коснар. Как он потом говорил журналистам: “Я не могу этого объяснить, но я не хотел лететь в этот день!” Однако, интереснейший момент: из предполетных документов следовало, что звено самолетов ушло полностью укомплектованными экипажами. Но кто же оказался на месте Коснара?
Многократные проверки и поименные переклички на построении никак не выявили недостающего человека. Все были на своих местах в строю!
Итак, и сегодня местонахождение звена 19 остается загадкой. Нам неизвестна судьба американских пилотов, исчезнувших в небе над Атлантикой 5 декабря 1945 года, и нам неизвестно, какая сверхъестественная сила погубила их.
Историю событий, произошедших в тот день, детально изложил в своей книге “Бермудский треугольник” американский писатель, историк и опытный аквалангист Чарлз Берлиц. Именно эта книга, вышедшая в 1974 году, и возвестила на весь мир легенду о Бермудском треугольнике. Это был настоящий взрыв! Эта книга превратила Берлица в некоронованного короля знатоков тайн Бермуд, в основного распространителя Легенды и в главнокомандующего таинственного бермудского треугольника! Бестселлер был моментально переиздан. По самым скромным подсчетам, тираж книги Берлица достиг почти 20 миллионов экземпляров (в дешевом карманном оформлении).
Именно благодаря ему, миллионы читателей впервые узнали, что существует бермудский треугольник. Он до того раздул эту Легенду, что многие уверовали в то, что там действительно происходит что-то чрезвычайное и загадочное. Он составил список исчезнувших судов и самолетов, он проделал огромную работу и в результате составил сложную мозаику из тайн и сверхъестественных явлений.
Однако Берлиц показал себя здесь не как исследователь и учёный, а скорее как мастер высшего класса по части мистификаций. Случаи, которые он описал, искажены, полны полуправды, неточных формулировок и вымыслов. Кроме того, Берлиц принял участие в съемках двух телевизионных фильмов. В первом, снятом режиссером Ричардом Винером в 1970 году, бермудский треугольник изображен как настоящее «море дьявола». Надо отдать должное режиссеру и оператору этого фильма: полные страха глаза летчиков, теряющих ориентировку, внезапное наступление темноты, отключившиеся приборы, экипаж не знает, летит ли он головой вверх или вниз, — все это было представлено настолько драматично, что многие зрители поверили в страшные тайны бермудского треугольника.
Голливудский режиссер Стивен Спилберг тоже засвидетельствовал почтение этой теме, включив исчезновение звена «19» в свой фильм "Прямые контакты третьего рода".
Что интересно; некоторые события в Бермудском треугольнике просто наталкивают на подобные парадоксальные выводы. Вот, например, во время рейса из СанХуана (Пуэрто-Рико) в Нью-Йорк 11 апреля 1963 года, через 20 минут после взлета примерно в 13.30 второй пилот Боинга-707 увидел, как поверхность океана, примерно в 5 милях справа от самолета, вздыбилась громадным круглым куполом. Он сообщил командиру авиалайнера и бортинженеру, которые вместе с ним пристально наблюдали это поднятие воды в течение 30 секунд. Этот водяной купол, по мнению наблюдателей, достигал в диаметре нескольких сотен метров! Далее эта огромная “гора” стала опадать. Запросы пилотов в разные учреждения, включая Береговую охрану, Академию наук и сейсмические центры, не дали никаких сведений о произошедших в этом районе природных катаклизмах. Все это можно было бы списать на галлюцинации у летчиков, но вот что интересно — подобные явления гораздо позже наблюдали космонавты с орбиты. Космонавты не раз видели круглые “вспучивания” воды на поверхности океанов. По их рассказам, вокруг таких “куполов” клубятся кучевые облака, как бы притягиваясь к ним.
Теории
Сторонники тайны бермудского треугольника выдвинули несколько десятков различных теорий для объяснения тех таинственных явлений, которые, по их мнению, там происходят. Эти теории включают в себя предположения о похищении судов пришельцами из космоса или жителями Атлантиды, перемещения через дыры во времени или разломы в пространстве и другие паранормальные причины. Другие авторы пытаются дать научное объяснение этим явлениям.
Их противники утверждают, что сообщения о таинственных событиях в бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда погибают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море — непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно неизвестно. Если учесть очень оживлённое движение в районе бермудского треугольника, частые циклоны и штормы, большое количество отмелей, количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим.
Выбросы метана
Предложено несколько теорий, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа — например, в результате распада гидрата метана на дне моря. Согласно одной из таких теорий, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых плотность понижена настолько, что корабли не могут плавать и мгновенно тонут. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолётов — например, из-за понижения плотности воздуха, которое приводит к снижению подъёмной силы и искажению показаний альтиметров. Кроме того, метан в воздухе может привести к остановке двигателей.
Экспериментальным путем была действительно подтверждена возможность достаточно быстрого (в пределах десятков секунд) затопления судна, оказавшегося на границе подобного выброса газа.
Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в бермудском треугольнике, могут быть т. н. блуждающие волны, которые, как считается, могут достигать в высоту 30 м.
Инфразвук
Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться инфразвук, который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.
Существуют десятки других — менее вероятных, более прозаичных, и даже совершенно безумных теорий относительно Бермудского треугольника. Например, говорят, что этот треугольник наряду с японским Морем Дьявола — одно из немногих мест на Земле, где компас точно указывает на истинный (географический, а не магнитный) север. Обычно при прокладке курса корабля эта разница (магнитное склонение) учитывается, однако в тех районах, где компас работает иначе, возможны ошибки в навигации и, как следствие, — крушения на мелях или рифах.
Другие объяснения — влияние Гольфстрима, сложный рельеф дна, столкновения с прогулочными яхтами, постоянно курсирующими в этом районе; так называемые «голубые пещеры», засасывающие огромное количество воды; «завихрения чистого воздуха» (столкновения восходящих и нисходящих потоков, якобы губительные для самолетов)… Иногда в «бермудских» грехах обвиняются также подлые инопланетяне, жители Атлантиды, и американские спецслужбы, испытывающие в этом районе Тесла-технологии.
Как создается Легенда
Как только Легенда возникла и дошла до определенного круга читателей, она начинает распространяться по типу заразной болезни. Подобно тому, как болезнетворные вирусы во время эпидемий распространяются быстрее, чем вступает в действие сила вакцин, так вымыслы и мистификации, закрепляющие Легенду, распространяются быстрее научных фактов, ее отрицающих.
Авторы научно-популярных и научно-фантастических книг любят ссылаться на результаты научных исследований или на официальные документы. Но при этом они обязательно допускают какое-нибудь маленькое искажение текста, что-то пропускают (что случается чаще всего), добавляют или неправильно переводят.
Журналисты пишут об «опасном районе Атлантики». Он действительно опасен, но не потому, что в нем действуют какие-то таинственные или сверхъестественные силы. Он опасен потому, что полон мелководий, коралловых рифов, а также потому, что там бушуют зимние штормы и летние ураганы, потому, что там проходит Гольфстрим с его вихрями.
Журналисты «посылают» в бермудский треугольник советское исследовательское судно «Витязь» для изучения его тайн. В действительности же целью экспедиции «Витязя» было изучение энергетического баланса Гольфстрима и других проблем, имеющих большое значение для долгосрочных метеорологических прогнозов. Журналисты «посылают» в этот район Атлантики десятки экспедиций для исследования не раскрытых до сих пор тайн. На самом деле научные институты посылают туда десятки экспедиций с целью исследования морского дна, температуры и солености воды, движения водных масс и других интересных проблем, которые нужно и полезно изучать.
Все, что происходит в бермудском треугольнике, по мнению любителей волнующего, будоражащего воображение и таинственного, слишком загадочно. Если самолет начинает вибрировать под действием турбулентности, у них получается, что «пилоты не могут это объяснить». Быстро падает давление — «метеоролог беспомощен». Внезапно начинается шторм — опять что-то «таинственное». На самом деле пилот может поразиться интенсивности турбулентности, но он ничего загадочного в ней не видит, так же как и метеоролог — в падении давления и шторме.
Еще большим злом является умышленное искажение сообщения или заявлений.
Читателей легко сбить с толку ссылкой на известного автора или упоминанием каких-либо лиц, имевших отношение к данному случаю. Л. Соучек, который в годы развитого социализма много написал о загадках Бермудского треугольника, например, убеждает читателей, что в бермудском треугольнике действительно случаются странные магнитные и световые явления, поскольку ему об этом рассказывали капитаны судов и даже давали читать записи об этих явлениях в судовых журналах. Такая формулировка на первый взгляд кажется убедительной. Ведь известному писателю рассказывали об этом бывалые морские капитаны, и писатель сам читал судовые журналы! Но у критически настроенного читателя тут же возникают вопросы: «Какие капитаны говорили с писателем? Какому судну принадлежали журналы, которые он читал?» Неопределенные ссылки на каких-то капитанов и какие-то судовые журналы доказательствами быть не могут!
Как пошутил тогда капитан чехословацкого океанского сухогруза Франек, неоднократно плававший в водах бермудского треугольника, на вопрос, не случалось ли с ним что-нибудь таинственное, ответил: «Нет, не случалось. Наверное, потому, что таинственные силы уклоняются от встречи с нами. Они, очевидно, предпочитают суда капиталистических государств». Капитан исследовательского судна ГДР «Александр Гумбольдт» Ральф Динер заявил: «Необычно там только одно — неустойчивая погода». Главный геолог известного бурового судна с международным экипажем «Гломар Челленджер» после возвращения из экспедиции в Багамские проливы, то есть в центр бермудского треугольника, заявил: «О том, что мы находились в каком-то бермудском треугольнике, я узнал через несколько месяцев после возвращения. Во время работы экспедиции был один тропический ураган, а больше ничего особенного не произошло».
Методы, применяемые создателями загадок
Существует очень много легенд о явлениях, которые наука якобы объяснить не может, о явлениях, которые мы не понимаем, о явлениях сверхъестественных. Не столь важно, какие они — бермудский треугольник, летающие тарелки, снежный человек, лохнесское чудовище или исчезнувшая Атлантида. Во всех этих случаях методы распространителей легенд одинаковы. Бермудский треугольник является наилучшим полем их деятельности. Эту тему эксплуатируют сотни фантастов, писателей, журналистов, режиссеров и работников телевидения. Расчет их прост: каждый с удовольствием прочитает что-то такое, от чего у него мурашки побегут по коже.
Распространители легенд пользуются тем, что читатели не очень часто терзают себя сомнениями по поводу прочитанного и не станут проверять то, о чем читают. Пользуются также тем, что даже те читатели, у которых появляется мысль кое-что проверить, не имеют, как правило, доступа к документальным материалам, научной литературе, картам, специальным журналам. На примере бермудского треугольника мы продемонстрируем, какими методами пользуются распространители Легенды.
1. Распространяют вымыслы.
Они или сами их придумывают, или сознательно или несознательно берут из книг других писателей и журналистов. В Легенде о бермудском треугольнике вымыслов слишком много. Сюда относятся, например, придуманные детали: на судне «В. А. Фогг» капитан был найден в своей каюте с чашкой кофе в руке; на судне «Мэри Селест» спасательные шлюпки остались нетронутыми на борту; самолет на 10 минут исчез с экрана радара; в указанный день была прекрасная погода, хотя в действительности бушевал ураган и т. д. Некоторые вымыслы удивительно примитивны, другие более изысканны. К самым простым относятся крушения судов, никогда не случавшиеся, к более утонченным — сообщения о том, что авиакомпании и судовладельческие фирмы, прокладывая трассы для своих самолетов и судов, якобы обходят бермудский треугольник. Придумано сообщение с судна «Раифуку-мару»: «Это как удар кинжалом!» Вымышлены также сильные магнитные аномалии и магнитные возмущения.
Источник вымысла иногда удается найти, иногда нет. Часто в начале цепочки обнаруживается обыкновенная журналистская «утка», перекочевавшая затем в другие публикации.
2. Вполне объяснимые и простые явления покрывают завесой таинственности и загадочности.
Почему судно должно просто затонуть, если оно может «загадочно исчезнуть»? Зачем самолету, у которого кончилось горючее, просто падать в море, если он может «исчезнуть при невыясненных обстоятельствах»? Зачем нам обычный тропический шторм, если мы его можем заменить «загадочно быстро падающим давлением»? Почему на стыке теплых и холодных вод должен естественным путем возникать плотный туман, если вместо него может появиться «таинственное белое молоко, делающее ориентировку невозможной»? Зачем морякам с тонущего судна спускать на воду шлюпки, если они могут «прыгнуть в море, сойдя с ума от инфразвука»? К чему искать в перегретых тропических водах кристаллы углекислого кальция, если вместо этого можно наблюдать «таинственные полосы белой воды»?
Большинство историй, придуманных распространителями Легенды, составлены по следующему рецепту: «Подойдя к машине, я увидел, что стеклоочистители загадочным образом исчезли. На каждом перекрестке я попадал на красный свет светофора, что, по теории вероятности, объяснить невозможно. Когда я поднимался на холм у деревни, машина сбавила ход. Казалось, будто какие-то таинственные силы поглотили энергию мотора. На выезде из деревни меня остановил инспектор ГАИ и, к величайшему моему удивлению, оштрафовал за превышение скорости, хоть мой спидометр показывал всего 60 км. А затем стала надвигаться таинственная и грозная стена тумана, раздавались зловещие звуки, «голоса дороги». В газетах, в хронике происшествий, впоследствии писали, что никто не мог логически объяснить, каким образом я оказался на левой стороне шоссе. Не было предела удивлению мастеров автосервиса, когда они увидели мою искореженную машину, а на мне — ни единой царапины».
Мы позволили себе только небольшой каламбур на тему басен о треугольнике, использовав те же формулировки, которые применяют любители тайн и загадок. Если их убрать, перед нами окажется банальный случай и ничего больше. То же самое произойдет, если из бермудских историй вычеркнуть слова и выражения типа «загадочный», «необъяснимый», «нелогичный», «таинственный» и другие. В результате мы получим самый обычный случай с вполне понятным объяснением.
3. Преувеличивают.
Практически всякое утверждение распространителей Легенды, если оно не является от начала до конца вымыслом, является преувеличением. Например, уже само утверждение о том, что в бермудском треугольнике исчезает чрезвычайно большое количество судов и самолетов, — обычное преувеличение. Тот же характер носит и утверждение, что никаких обломков самолетов и судов найдено не было, что самолеты и суда не сообщали о каких-либо неполадках накануне катастрофы. Откровенной передержкой является утверждение о необъяснимом поведении компаса, а также о том, что официальные учреждения, то есть соответствующие министерства, комиссии, управления и советы, беспомощны в решении всех этих загадок. Наоборот, причины катастроф в большинстве случаев были установлены. Если же причина не была найдена, то специалисты давали несколько вариантов предполагаемых причин аварий. И даже они в тысячу раз правдоподобнее тех мифов об инопланетянах и черных дырах, которыми кормят доверчивых читателей любители легенд.
В каждом «бермудском» случае, в том их виде, как они поданы в Легенде, можно найти массу преувеличений. К примеру, в Легенде говорится, что в 19-м звене были опытные пилоты, на самом деле там почти все были новичками. Или утверждается, что судно было в хорошем техническом состоянии, а следственная комиссия устанавливает, что это было «старое корыто», и даже бывший капитан удивляется, как это «корыто» не затонуло раньше. Уже сама формулировка Легенды о бермудском треугольнике, как правило, является преувеличением: «Необъяснимо исчезло свыше 100 судов и самолетов…» Но свыше 75% этих «исчезновений» были объяснены. Распространители Легенды считают необъяснимым исчезновением даже такое, когда затонувшее судно было найдено водолазами (случай с судном «В. А. Фогг»).
4. Искажают факты, пользуются неточными данными, рекламируют всякие небылицы.
Неточности, конечно, связаны с преувеличениями. Легенда о бермудском треугольнике распространилась благодаря преувеличениям, а вместе с ними обрастала и искажениями. Можно было бы написать целую книгу о неточностях в описании исчезновения судов и самолетов, в описании морей, дна и атмосферы бермудского треугольника. Авторы путают место катастрофы, название судна, даты, координаты. Таким образом, меняется вся ситуация, но, если сопоставить действительные факты и сведения, становится ясным, что самолет погиб в результате взрыва. Ложным является и утверждение о том, что тайны бермудского треугольника изучаются в рамках широкого международного океанографического исследования. В действительности же изучается динамика системы Гольфстрима и ее связь с атмосферой.
5. Интерпретация фактов, документов и источников совершенно несерьезна.
Публикации всех распространителей Легенды страдают отсутствием ссылок на источники информации. Ученые, как правило, всегда делают такие ссылки. Если же ссылки отсутствуют, это значит, что выводы являются результатом исследования самого автора статьи или книги. Но ни у Ч. Берлица, ни у других распространителей Легенды не указано, откуда они взяли те или иные факты. Из газет? Из «Регистра Ллойда»?
Здесь есть свой заколдованный круг! Свой Бермудский треугольник. Один любитель загадок черпает информацию у другого, такого же. Как же доверять этой «информации», если мы вдруг узнаем, что тот, первый автор всех своих информаторов просто выдумал.
6. Ставят демагогические вопросы.
Ч. Берлин, и К° риторически вопрошают: «Чем иначе объяснить исчезновение самолета за несколько минут до посадки, как не вмешательством сверхъестественных сил? Как объяснить исчезновение без следа звена самолетов? Как логически объяснить исчезновение крупнотоннажного сухогруза?» Такие «вопросы» иногда выглядят весьма солидно, но в сущности все они — сплошная демагогия!
Можно дать ответы на все указанные вопросы, объяснить все исчезновения гораздо более правдоподобно, нежели сваливать вину на сверхъестественные силы. В научных исследованиях известны ситуации, когда различные проблемы естественных и других наук можно объяснить двумя и больше способами. Мы выбираем такое объяснение, которое больше всего соответствует уже известным фактам. Если же нет достаточного количества фактов, то принимается объяснение, являющееся самым простым. Так не проще ли объяснить исчезновение самолета взрывом, чем захватом его летающей тарелкой?
7. Пытаются убедить читателя в том, что ученые тоже всерьез рассматривают Легенду и исследуют ее с научной точки зрения.
Отсюда постоянные ссылки на экспедиции, которые будто бы исследуют тайны бермудского треугольника. В действительности тайны треугольника с научной точки зрения никто не исследует, поскольку никаких тайн вообще не существует. Наука не считает доказанным утверждение, что этот район является местом необъяснимых катастроф. Л. Соучек пытался внушить нам, что циркуляр береговой охраны США определяет бермудский треугольник как район, где суда исчезают по неизвестным причинам. На самом деле в этом документе говорится, что это мнимое место исчезновения судов.
Ни один специалист по судоходству не поверит тому, что, если от затонувшего судна не найдены какие-либо обломки, значит, нельзя логически объяснить его исчезновение. То же самое относится и к авиации. Знающие проблему земного магнетизма с усмешкой отнесутся к бессмыслице, придуманной Ч. Берлицем и его сторонниками о магнитных аномалиях. Ни один океанолог не поверит в действия сверхъестественных сил там, где образуются вихри на стыке двух крупных течений. Метеоролог просто посмеется над утверждением, что туманные стены являются чем-то необъяснимым.
Каким же образом могла получить такое распространение Легенда о бермудском треугольнике. Ее создатели, прежде всего, рассчитывали на то, что большинство читателей просто не смогут проверить те мнимые источники, из которых черпают свою информацию распространители Легенды; они учитывали поверхностное знание большинством читателей современных достижений естественных наук и техники; не на последнем месте стоит и внушение. Все это и позволило создать столь популярную Легенду.
Каково же положение сейчас? Непростое. Сторонники Ч. Берлица ищут все новые и новые «доказательства» в пользу существования необъяснимых загадок, газеты публикуют статьи о смертельной опасности в морях треугольника, и словно голоса вопиющих в пустыне звучат немногочисленные призывы, отстаивающие серьезный подход к проблеме.
Хотя интерес к загадке не утихает, но объяснения по-прежнему не найдено. Мировой океан хранит еще очень много загадок. И загадка Бермудского треугольника всего лишь часть этих тайн.