«Заградительное устройство» (патент Республики Беларусь № 20937, МПК (2006.01): F 41H 11/08; авторы изобретения: А.А.Дюжев, В.И.Ивченко, М.А.Крицкий, В.И.Петько, С.В.Харитончик; заявитель и патентообладатель: Государственное научное учреждение «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси»).
Изобретение относится к устройствам, предотвращающим несанкционированный проезд автотранспорта.
Целью изобретения является повышение надежности соответствующего заградительного устройства.
Поставленная цель решена авторами с помощью устройства, использующего «дискретный принцип гашения таранящего импульса». Если при начальном этапе столкновения транспортного средства с установленным в рабочее положение «подвижным пандусом» скорость была максимальной, то при продолжающемся наезде транспортного средства на установленную в рабочее положение «платформу» эта скорость стремительно падает. Это приводит к тому, что устойчивость «платформы» резко повышается и «таранящий импульс» всего устройства, за этот счет, доходит до 1100 т × км/ч, т. е., по сравнению с прототипом, возрастает почти в 2,5 раза.
Изобретение авторы поясняют фигурами – «заградительные устройства»: фиг. 1 (вид сбоку, в положении «лежащий полицейский»); фиг. 2 (в рабочем положении, вид сбоку); фиг. 3 (разрез А-А на фиг. 1, с одним гидроцилиндром привода); фиг. 4 (разрез А-А на фиг. 1, с двумя гидроцилиндрами привода); фиг. 5 (вид сверху). На фиг. 6 — график зависимости величины «таранящего импульса» от массы «блокирующего элемента» для заявленного «заградительного устройства» и «заградительного устройства» прототипа. (См. описание изобретения к патенту фиг. 6).
Как поясняется авторами, «заградительное устройство» (фиг. 1-5) (оно размещается на дорожном полотне 1) содержит: А) «опорное основание» 2 (на котором установлены «неподвижный пандус» 3 и «подвижный пандус» 4); Б) по меньшей мере, один гидроцилиндр 5 (содержащий корпус 6 и шток 7) и, по крайней мере, один ограничитель хода 8; В) платформу 9 (расположенную между «подвижным и неподвижным пандусами» и шарнирно (10) соединенную с «неподвижным пандусом» 4; Г) продольные и поперечные «демпфирующие элементы» 11 (установленные на внутренних поверхностях платформы 9 и выполненные с возможностью опоры на «опорное основание» 2); Д) «поражающие элементы» 12 (установленные на свободном торце платформы 9 и/или на свободном торце «подвижного пандуса» 4).
При этом, корпус 6 гидроцилиндра шарнирно 13 закреплен на внутренней поверхности платформы 9; шток 7 гидроцилиндра 5 шарнирно 14 закреплен на оси 15 (установленной на торцевой поверхности «подвижного пандуса» 4 с возможностью подъема платформы 9 и «подвижного пандуса» 4; ограничитель хода 8 включает два рычага 16 и 17 (одни концы которых шарнирно 18 закреплены на оси 15, второй конец одного из рычагов 16 соединен с платформой 9 с возможностью перемещения относительно нее, а второй конец второго рычага 17 соединен с «подвижным пандусом» 4 с возможностью перемещения относительно него). Гидроцилиндр 5 имеет рабочие полости 19 и 20, поршень 21 и подвижный элемент шток 7. С целью увеличения «заградительных» свойств при наращивании ширины заграждаемого дорожного полотна, увеличения веса платформы 9 и «подвижного пандуса» 4, разработанное авторами устройство может содержать несколько гидроцилиндров 5 и больше одной пары рычагов 16 и 17.
На фиг. 3-5 авторами приведен пример конкретной реализации.