Упругая соединительная муфта предназначена для соединения соосных вращающихся валов и передачи ими крутящего момента от ведущего вала к ведомому. Муфта относится к массовому виду продукции общетехнического назначения, использующейся практически в любой области машиностроения (приводы, различные исполнительные механизмы и др.).
В Институте проблем машиностроения им. А.Н. Подгорного Национальной академии наук Украины (ИПМАШ НАН Украины) разработана оригинальная конструкция упругой соединительной муфты, состоящая из трех основных деталей двух полумуфт, установленных на концах валов и цельной втулки, надетой на полумуфты.
В конструкции отсутствуют крепёжные элементы (болты, гайки, шпильки, шпонки, шайбы и др.), которые характерны для соединительных муфт. Это позволяет сократить время на сборку–разборку муфту до 1,5 минут без предварительного раздвижения валов.
В деталях муфты при передаче крутящего момента отсутствуют деформации изгиба и среза, характерные для существующих муфт. Напряжения в полумуфтах от деформации кручения, возникающие при передаче крутящего момента от ведущего вала к ведомому равномерно распределяются на внутренней поверхности цельной втулки, а также на контактирующих поверхностях валов, вследствие чего увеличивается прочность конструкции, а также при прочих равных условиях, возможность передачи большего крутящего момента.
Муфта может использоваться для соединения валов разного диаметра без ограничения. При этом, при прочих равных условиях, она имеет минимально возможные размеры (наружный диаметр и длину) и вес, т.е. меньшую металлоёмкость. Затраты металла на изготовление такой муфты в зависимости от размера соединяемых валов уменьшаются в 2,8–3,4 раза.
Наличие эластичной прокладки по всей внутренней поверхности полумуфт даёт возможность компенсировать в допустимых пределах отклонения от правильного расположения валов (продольное смещение торцов при совпадении их геометрических осей, радиальное смещение осей при сохранении их параллельности, угловой перекос осей валов и комбинация радиального смещения и углового поворота).
Предлагаемая упругая соединительная муфта может работать в реверсном режиме. Конструкция муфты позволяет передавать крутящий момент другим параллельным валам при плоскоременной, клиноременной, зубчатой и других передачах.
Конструкция запатентована в Украине (Патенты: № 35271, № 89108).
Контактная информация:
Украина, 61046, г. Харьков, ул. Дм.Пожарского, 2/10. Тел. (057) 349-47-69, 349-48-09.
Е-mаіl: admi@ipmach.kharkov.ua (ИПМАШ), tsentsiper@ipmach.kharkov.ua (Автор – Ценципер А.И.)