«Гидропривод самоходной машины» (патент Республики Беларусь № 10962, МПК (2006.01): B 60K 17/10, F 16H 39/00, F 15B 21/00; авторы изобретения: В.А.Королькевич, В.С.Шевченко, П.Р.Бартош, М.А.Маковский, А.В.Королькевич; заявитель и патентообладатель: Белорусский национальный технический университет).
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции малогабаритных сельскохозяйственных тракторов и дорожно-строительных машин.
Цель изобретения — обеспечение возможности бесступенчатого изменения момента блокирования ведущих колес самоходной машины.
На фигуре авторы представили принципиальную схему «гидропривода самоходной машины». «Гидропривод самоходной машины» включает регулируемый насос 1 (связанный с двигателем 2), гидромоторы 3 и 4 привода колес 5 и 6 (соединенные делителем 7 потока напорными гидролиниями 8 и 9). Входная 10 гидролиния делителя 7 потока соединена с насосом 1. Напорные гидролинии 8 и 9 делителя 7 потока соединены между собой через дроссель 11.
Устройство работает следующим образом. При движении самоходной машины по хорошей дороге дроссель 11 открыт, чем обеспечивается эффект дифференциальной связи колес 5 и 6 машины. При движении машины по дороге со слабыми сцепными свойствами по прямой траектории дроссель 11 закрыт, и делитель 7 обеспечивает эффект заблокированных между собой колес 5 и 6 (так как в противном случае одно из колес может буксовать). При движении машины по дороге со слабыми сцепными свойствами по кривой траектории дроссель 11 желательно иметь частично открытым.
Как поясняется авторами, в последнем случае колеса имеют возможность вращаться с различными скоростями (что неизбежно при поворотах), а момент блокирования ведущих колес препятствует повышенному буксованию того из колес, которое имеет слабое сцепление с дорогой.
В предложенном устройстве регулируемый дроссель обеспечивает бесступенчатое изменение момента блокирования ведущих колес самоходной машины.
В предложенном устройстве можно использовать как дроссельные, так и объемные делители потока. Последние позволяют гидроприводу иметь более высокий КПД.