Способ активирования дорожных минеральных материалов в асфальтобетонных смесях для улучшения сцепления минерального наполнителя с битумом изобрели в Белорусском национальном техническом университете (патент РБ №14303, МПК (2009): C04B14/00; авторы изобретения: Я.Ковалев, С.Будниченко, Г.Чепцов).
Техническая задача изобретения — уменьшение затраты времени на обработку минерального материала и повышение качества дорожных покрытий за счет увеличения сцепления минерального материала с вяжущим.
Для достижения цели минеральный материал предварительно нагревают до температуры 200 °С, после чего его перемешивают с торфом в специальном смесителе. Температура нагревания выбрана авторами изобретения, исходя из анализа проведенных ими экспериментальных исследований.
Поясняется, что в результате контакта горячего минерального материала с торфом происходит пиролиз последнего, в результате чего образуется аэрозоль, содержащий торфяную смолу, воду и другие химические вещества. Сообщается также о том, что продукты пиролиза, оседая на поверхности минерального материала, проникают в его приповерхностную микропористую структуру. В конечном итоге образуется тонкий и прочно связанный с поверхностью минерального материала слой торфяной смолы, который достаточно гидрофобен и имеет химическое сродство с битумом. Это обеспечивает хорошую «смачиваемость» минерального материала битумом и большую величину адгезии, что приводит к повышению качества асфальтобетона. Для активирования можно использовать любой тип торфа, но наилучший результат достигается, как утверждают авторы, при применении верховой его разновидности.